Одни люди считают маникюр исключительно женской прерогативой, другие активно отстаивают право всех гендеров покрывать ногти лаком и не получать за это по лицу. Одни люди не понимают, зачем вообще что-то делать с ногтями, а другие хотя бы раз в месяц слышат вопрос «Длину оставляем?». Сегодня индустрия, связанная с красотой ногтей, активно развивается, появляются новые инструменты, техники и дизайны. А мы рассказываем, откуда взялась практика ухода за ногтями.
Все дело в деньгах: маникюр для демонстрации статуса
Возраст самой практики маникюра насчитывает тысячелетия до нашей эры. Задокументированные свидетельства и изображение этой практики встречаются в памятниках культуры Древнего Египта, Древнего Китая, Индии и античной Греции. Уже в эти эпохи представители высших сословий знали, чем подчеркнуть свой особый статус: одежда и украшения отлично могли бы подойти, но ни одно кольцо не скроет натруженных в поле рук. Именно руки были визитной карточкой аристократов и аристократок: ухоженные кисти, пальцы с аккуратными ногтевыми пластинами как бы символизировали, что человек никогда в жизни не касался черной работы.
Настоящий культ маникюра существовал в Древнем Китае в 3200 году до нашей эры, к этому же периоду относятся первые упоминания об использовании составов, по функции напоминающих современные лаки для ногтей. В состав входили смолы, яичные белки, воск, а также натуральные красители, например измельченные цветы. Такую смесь наносили на ногти на несколько часов, чтобы в результате получить маникюр в различных оттенках красного и розового. Похожая практика упоминается в эпоху царицы Клеопатры, но в Египте и Индии в качестве красителя, как правило, использовалась хна. Более темный цвет ногтей символизировал более высокое положение в обществе.
Пару тысячелетий спустя, примерно в 600 году до нашей эры, в Китае решили, что просто окрашенных ноготочков недостаточно, чтобы подчеркнуть исключительный статус знати, поэтому при дворах аристократов зародился новый тренд — длинные тонкие ногти. Их не стригли, только подпиливали, а отращиванием ногтей занимались как мужчины, так и женщины: все старались таким способом показать свою принадлежность к высшему сословию. Но поскольку гель-лаков, баз и различных способов укрепления тогда не существовало, а ногти — вещь довольно хрупкая, то ноготки стали закрывать наперстками. Только наперстки эти выглядели не как предмет для защиты пальца от коварной иглы, а скорее как модифицированное кольцо. Аксессуар исполнялся из серебра или золота, мог инкрустироваться драгоценными камнями и перламутром.
Китайская знать до того возвела маникюр в категорию высшей роскоши, что каждой династии присваивался свой цвет. Например, при династии Чжоу при дворе маникюр был золотым или серебряным, а при династии Мин — красным и черным.
Любовь к здоровым и ухоженным ногтям перекочевала и в Европу. В XIX столетии, когда в моде была «естественность», ногти уже не покрывали лаками, но подпиливали и полировали с таким же рвением, с каким чистили зубы. В 1870 годах даже открывались первые маникюрные салоны, где мастера орудовали пинками и маслами, придавая рукам клиентов божеский вид, словно они в своих пальцах не держали ничего тяжелее перышка.
Маникюр для всех: как красные ногти стали правом, а не привилегией
В XX веке взгляды на многие вещи изменились, но маникюр все так же оставался важным признаком светского человека. В «ревущие 20-е» стало вновь модно покрывать ногти лаком, тогда же начали появляться предвестники нейл-арта. Этому поспособствовало развитие химической промышленности: в 1916-м компания Cutex разработала первый лак для ногтей на основе автомобильного покрытия. Первый год лак бренда был представлен только в прозрачном цвете, но уже спустя год компания начала добавлять различные оттенки в палитру. Об экологичности и безопасности бьюти-процедур с такими лаками можно говорить сколько угодно, но факт остается фактом: следующие 25 лет компания Cutex оставалась лидером рынка. В период Первой мировой войны они представляли новые цвета лаков и улучшали формулы, а во времена Великой депрессии, когда их конкуренты стремительно банкротились, компания почти не теряла выручку. Так продолжалось до 1932 года, пока на рынок не вышел новый сильный конкурент, сегодня известный многим, — бренд Revlon. Его основали братья Чарльз и Джозеф Ревсон вместе с химиком Чарльзом Лачменом. Первым их продуктом были эмали для ногтей, с 1937-го бренд начал тесно сотрудничать с супермаркетами и аптеками, где продавалась их продукция, что делало лаки доступными для широкой публики. Но не только маркетинговая стратегия сделала бренд успешным: сам процесс производства отличался. Для создания лаков компания использовала сухие пигменты, а не красители, что позволило быстро расширять гамму цветов. К тому же лаки стали быстрее сохнуть, не растворялись в воде, но первые лаки довольно быстро «сползали» с ногтей.
Тем не менее постепенно рынок заполнялся новыми игроками и продуктами, появлялись все более доступные продукты, подходящие для домашнего использования, а мастера маникюра находили различное применение своим знаниям. Одни открывали нейл-бары и маникюрные салоны, специализирующиеся на
Важные изменения в практику маникюра в 1950–70-х годах внесли стоматологи. В 1955-м стоматолог Фредерик Слэк случайно изобрел акриловое наращивание, когда попытался «исправить» сломанный ноготь материалом для пломб. Он запатентовал первые в мире формы для наращивания ногтей, а в 1970-м начал продавать их широкой публике. Еще один стоматолог, Стюарт Нордстром, также вдохновленный смесью для пломбирования зубов, изучил состав и создал первый шеллак в 1978 году. Вскоре вместе со своими детьми он основал компанию CND, которая уже в 2010 году (спустя несколько лет после смерти Нордстрома-старшего) представила привычный многим гель-лак.
Педикюр — практика не для всех
Педикюр — практика, идентичная маникюру, многие люди даже считают, что это ровно одно и то же, только объектом заботы являются ногти на ногах. Но это не совсем так: педикюр направлен в целом на заботу о здоровье и состоянии стоп и долгое время, как и маникюр, был доступен только богатым, хотя мозоли и вросшие ногти мешают одинаково всем, кто ходит по земле.
Первые наборы инструментов для педикюра археологи находили еще на раскопках Древнего Вавилона: там были обнаружены несколько золотых комплектов, что говорит о том, что педикюр был прерогативой аристократов. Аналогичным образом дела обстояли в Древнем Египте и Китае. Мастера педикюра содержались при дворах, а ухоженные ноги были признаком здоровья и благополучия.
В XIX столетии открылся первый педикюрный салон, если его можно так назвать. Англичанин Дэвид Лоу занимался срезанием мозолей за деньги — это оказалось весьма прибыльным делом, ведь такая помеха, как мозоль, равно неприятна и тем, кто вальсирует на балу, и тем, кто разносит товары по богатым домам.
Настоящий бум популярности и доступности педикюра произошел в XX веке благодаря появлению лаков для ногтей и увеличению возможностей домашнего ухода. До конца первой половины XX столетия маникюр и педикюр все еще были довольно дорогими услугами, но во второй половине века ситуация на американском рынке, который задавал основные тренды, изменилась. В конце 50-х годов США переживали мощную волну иммигрантов из
На сегодняшний день в рамках глобальных тенденций маникюр и педикюр стараются сделать более безопасными — как для людей, так и для окружающей среды. Первые составы лаков для ногтей отличались низкой стабильностью, а в их производстве использовались токсичные красители. Сегодня производителей обязывают отказываться от сырья, отходы от которого могут негативно сказываться на качестве окружающей среды, а также избегать компонентов, которые могут привести к заболеваниям как работников производства, так и мастеров, часто контактирующих с инструментами и средствами для ухода за ногтями.
Комментарии
Комментировать