Партнерство бизнеса и вузов уже давно не дополнительное направление, а очевидная необходимость для развития различных отраслей внутри страны. С каждым годом становится очевиднее, что именно такое взаимодействие будет способствовать экономическому и технологическому развитию. Однако вузы и сам бизнес все еще продолжают искать наиболее эффективные пути взаимодействия.

Теме взаимодействия вузов и бизнеса будет посвящена конференция СберУниверситета «Больше чем обучение» 28 октября 2022 года — онлайн-участие в ней полностью бесплатно.

А пока что директор проектов СберУниверситета Дмитрий Коваленко рассказывает, как в России сейчас развивается партнерство бизнеса и вузов и какие есть основные направления и тенденции в этой работе.

Дмитрий Коваленко

Директор проектов СберУниверситета

Основные направления взаимодействия вузов и бизнеса

В настоящий момент можно выделить четыре основных направления взаимодействия вузов и бизнеса:

  1. Формирование специальных образовательных программ для подготовки специалистов с необходимыми для той или иной компании компетенциями.

  2. Управление инновациями и научные исследования — исследовательские работы по заказу бизнеса, которые осуществляют вузы, либо совместные исследовательские работы. В случае Сбера это технологические исследования, связанные с машинными данными, ИИ и так далее.

  3. Создание производственных образцов в университетах не особенно распространенный формат, но некоторые технические вузы, обладающие производственной базой, могут прототипировать производственные образцы или даже производить их малыми сериями.

  4. Социальная ответственность — сейчас вузы и бизнес активно взаимодействуют в рамках КСО и ESG, реализуя различные акции. Это могут быть и просветительские мероприятия, и мастер-классы, и достаточно крупные проекты (например, фестивали в регионах).

Одна из самых привычных и тиражируемых практик взаимодействия в России — это создание базовых кафедр. На предприятии создается локальное подразделение вуза, где студенты, как правило старших курсов, проходят практику, получают контент в виде семинаров и лекций, пишут дипломные работы.

Существуют и варианты, когда специалисты из бизнеса приходят вести отдельные курсы. Так студенты могут обучаться с применением передового опыта, использовать самые ценные материалы, кейсы, практики. В целом делегирование сотрудников преподавать в колледжах и университетах — это общепринятая мировая практика. Такие преподаватели получают возможность после аттестации своих студентов сразу определить, кто из них сможет продолжить работу в компании. Базовые же кафедры в мировой практике менее распространены, это больше российская практика.

Отмечу, что сейчас также растет тенденция открывать в вузах специализированные магистерские программы совместно с бизнесом. Если говорить об опыте Сбера, то это порядка 60 совместных программ, реализованных по всей стране. Они затрагивают и бакалавриат, и магистратуру, и дополнительное образование.

Также появляются новые форматы взаимодействия, например те, которые мы реализуем в СберУниверситете совместно с Дирекцией академических партнерств Сбера — Летние школы для преподавателей вузов. Этим летом, к примеру, около 1200 преподавателей бесплатно повышали квалификацию на базе СберУниверситета по 6 различным трекам: наука о данных, инжиниринг данных, разработка на Java, кибербезопасность, цифровые финансы, устойчивое развитие. То есть уже больше 100 тысяч студентов по всей стране обучаются по актуальному контенту и кейсам, которые дал преподавателям Сбер в этом году в рамках школы. Для выпускников Летней школы мы планируем провести Зимнюю школу, но она будет посвящена уже не тематическому контенту, а педагогическому дизайну и современным образовательным технологиям.

Самое перспективное направление взаимодействия

Кадровое направление взаимодействия вузов и бизнеса сейчас остается самым перспективным. Конечно, можно найти немало кейсов сотрудничества бизнеса и вузов в научной сфере, например в сфере добычи энергоносителей или металлургии, так как здесь есть профильные учебные заведения, которые успешно проводят практические исследования под заказ. Но вот кадры нужны всем работодателям, независимо от их профиля, и готовят их все вузы.

Около двух третей кейсов успешного сотрудничества бизнеса и вузов в России посвящены кадрам. Сейчас предприятия довольно сильно ощущают отток сотрудников. Например, нехватку IT-кадров констатировали уже давно. Поэтому в вузах стали разрабатываться новые программы различной длительности, направленные на подготовку нужных специалистов. Зачастую они направлены на привлечение людей, которые ранее не работали в IT: начиная от молодых мам, которые находятся в декретном отпуске, заканчивая перепрофилированием сотрудников из других отраслей. Это точно показывает, что целевой аудиторией для кадрового партнерства вузов и бизнеса являются не только студенты.

В вузах стало открываться больше программ дополнительного образования для работающих специалистов. Учебные заведения стараются поддерживать контакт со своими выпускниками через ассоциации выпускников и другие каналы. Поэтому, когда у бизнеса появляется запрос к вузу по поиску кадров, речь идет уже не только о бакалаврах, магистрах и специалистах, но и о более взрослых людях, которые проходят дополнительное обучение.

Кроме того, набирает обороты тренд, когда студенты разных направлений получают вместе с дипломом дополнительную квалификацию в сфере IT. Например, стартовал совместный проект Минцифры и Минобрнауки «Цифровые кафедры», который был инициирован как раз для того, чтобы студенты других специализаций получили квалификацию в IT, а студенты-айтишники смогли дополнительно углубить знания в той или иной области.

Кроме кадрового направления, четко проступает тенденция к наращиванию потенциала для сотрудничества в сфере науки, особенно в нынешних условиях, когда мы потеряли многих партнеров за рубежом. Однако пока сложно представить, как оно должно выглядеть в своем гармоничном виде. Можно обращаться к опыту, например, Китая, где научно-техническое сотрудничество между вузами и бизнесом сильно развито. Я бывал в китайских вузах и видел, как много лабораторий и кафедр открывают технологические компании вроде Huawei или Xiaomi. В европейских вузах, которые мне удалось посетить, это менее заметно. Там все же выше индивидуализация траектории, о которой я говорил ранее, и у студентов шире возможности взаимодействия с разными работодателями.

Образовательные партнерства

Система труда, которая сложилась в нашей стране исторически, заключается в том, что каждый на своем месте должен очень хорошо выполнять свою функцию. Но требования современного рынка меняются и диктуют новые правила. Теперь мало разработать современное устройство, оно еще должно четко соответствовать потребностям конкретных пользователей, должно быть полное понимание того, как оно соотносится с другими решениями, какой у него жизненный цикл и финансовая модель реализации. В этой сфере у значительной части российского бизнеса есть серьезный gap, и все больше компаний чувствуют, что его надо закрывать.

У крупного бизнеса, например, все чаще появляется запрос на обучение своих инженеров и конструкторов продуктовому мышлению. То есть бизнесу нужны специалисты, которые могут не просто создавать продукт, а лучше понимать потребности клиента, для которого этот продукт создается, лучше понимать, как он будет эксплуатироваться и улучшаться в ходе эксплуатации. В плане решения таких вопросов СберУниверситет является лидером в обучении цифровой трансформации и дизайн-мышлению. Как нам кажется, это именно то, чего сейчас не хватает и специалистам-технарям, и крупным компаниям.

В прошлом году Сбер помог создать бизнес-школу внутри одного из лучших технических вузов страны — МФТИ. И мы очень гордимся этим сотрудничеством. В этом проекте, наверное, можно усматривать аналогии с мировыми тенденциями: когда, например, в MIT есть Sloan School of Management. У нас примерно такая же идея — поддержать ребят с сильным техническим образованием, которые видят свое будущее в бизнесе. При поддержке СберУниверситета в бизнес-школе открыта магистерская программа «Создание и развитие высокотехнологичного бизнеса». В данном случае Сбер поддерживает программу и организационно, и методически, при этом ориентируется не столько на подготовку кадров для себя, сколько на насыщение рынка уникальными специалистами с востребованными компетенциями. Они могут создавать новые продукты внутри корпорации или стать стартаперами, открыть свой собственный бизнес. Нам кажется, что технари в более зрелом возрасте, получив бизнес-образование, имеют больше шансов на успех, чем молодые люди, отучившиеся на бизнес-направлениях, но без сильного технического бэкграунда.

Взаимодействие бизнеса и вузов оставляет огромное поле для дискуссий между всеми участниками этого процесса. Необходимо развивать образовательные программы, привлекать больше партнеров, заинтересовывать слушателей. В том числе для подобного обсуждения в СберУниверситете 28 октября пройдет VI конференция о трендах в образовании «Больше чем обучение».