Порой отношения с коллегами выходят на тот этап, когда сдерживать себя просто невозможно. Последней каплей может стать все что угодно: очередной дурацкий вопрос в чате, фотография котика, присланная во время обсуждения важного проекта, флуд глупыми стикерами. И вот вы уже пишете гневное сообщение, чтобы высказать все, что думаете о серьезности своих коллег. Рассказываем, что делать, если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля и коллеги начинают спрашивать, не являетесь ли вы самым токсичным человеком в коллективе.

Что делать, если вы токсичный сотрудник?

Как и в случае с абьюзом, определить «токсика» сложно, потому что у каждого человека свой уровень восприимчивости к поведению других людей. Кто-то спокойно отвечает на едкие и саркастичные шутки, кто-то может даже посмеяться вместе с вами, а кто-то, наоборот, расстроится и сядет в углу, чтобы отрефлексировать, чем он заслужил такое отношение к себе.

И все же если вы регулярно совершаете следующие действия, то, возможно, вы токсичный сотрудник:

Жестко подшучиваете над коллегами, даже если им это не нравится

Высказываетесь об их интеллектуальных способностях, внешнем виде или переходите на личности в вопросах, когда нужно соблюдать субординацию. Даже если вы руководитель и обладаете широкими полномочиями, называть сотрудника дураком и строить предположения о том, сколько раз его в детстве головой уронили, не лучшая стратегия построения коммуникации. Даже если сотрудник допустил ошибку и отправил очень важное письмо, забыв прикрепить к нему документ.

Выполняете действия из предыдущего пункта, к тому же делаете это публично

Например, называете коллегу обидным прозвищем при других сотрудниках, обсуждаете чужие ошибки и высмеиваете их в компании в перерыве или в рабочем чате. Такие парады позора точно не способствуют укреплению рабочих отношений или появлению любви у коллег.

Нарушаете чужие личные границы

Возможно, вы делаете это из наилучших пожеланий, потому что вы опытнее или обладаете особым видением и точно знаете, как нужно поступить в этой ситуации (неважно, касается ли дело рабочего проекта или личной жизни коллеги). И вот вы начинаете бомбардировать коллегу советами и предложениями, а если он отказывается принимать вашу помощь или прислушиваться к вашему мудрому совету, то вы можете и обидеться. Хотя вас, собственно, даже о помощи не просили.

То, что нравится вам, должно автоматически нравиться коллегам

Очень здорово, когда сотрудники становятся единомышленниками и вы можете в перерыве с удовольствием обсудить новый сезон сериала или выступление любимой группы. Но иногда это может выйти за грани рабочего общения — например, если вы посреди ночи нашли новый классный плейлист и начинаете скидывать его по одной песне в рабочий чат. А если кому-то не нравится — сами виноваты, можно было и уведомления выключить.

Казалось бы, что мешает коллегам указать человеку на недопустимость такого поведения? Скорее всего, они и указывают, но человек может просто игнорировать такие замечания или возмущаться, что ему мешают высказывать свое бесценное мнение. Если в вашей жизни были такие эпизоды, то следующая инструкция для вас.

Как стать приятным участником рабочего чата

Для того чтобы вернуть (или обрести) любовь и расположение коллег, а также выйти из черного списка рабочего чата, достаточно предпринять несколько простых шагов.

Критикуйте коллег, когда это уместно

Обычно сигналом к критике может стать фраза «Коллеги, что скажете по поводу моего проекта/дизайна/решения?». В этот момент можно дать себе волю и высказаться, а также предложить ценные коррективы. Но постарайтесь не отходить от темы, чтобы случайно не прозвучала фраза «Проект ничего, но вот лицо у тебя сегодня будто трактор переехал. И спину выпрями».

Еще постарайтесь держать себя в руках, когда хочется блеснуть своим изысканным вкусом. Если вы чувствуете, что на языке вьется фраза «Мне кажется, это моя вкусовщина», то вам не кажется. Можете оставить ее при себе.

Соблюдайте личные границы коллег

Если коллега услышал ваше бесценное мнение, кивнул и продолжил дальше делать так, как считает нужным или правильным, не надо ходить за ним по пятам и говорить: «А я говорил, а ты не послушал, а я говорил». Особенно если ваш коллега работает в другом отделе.

Постарайтесь не язвить

Это бывает сложно, согласны. Для начала можете попробовать упражнение «Призрак чата»: пишите в окошке чата (или в заметках) то, что хотите сказать своим коллегам, а потом сотрите это все.

Личные вопросы выясняйте без свидетелей

Если вы чувствуете, что назревает конфликт или коллега тотально не справляется со своими задачами, решите этот вопрос тет-а-тет. Предложите помощь или подробное объяснение, решите доставляющие дискомфорт вопросы, не привлекая к этому процессу других коллег в качестве зрителей.

Уважайте время коллег

Даже если вы в час ночи нашли очень классную шутку или мем, не надо в тот же момент отправлять его в рабочий чат. Поставьте его на отложенную публикацию, чтобы он пришел утром и порадовал ваших коллег. А еще лучше, если вы точно знаете, что у вас есть коллеги-единомышленники, которые точно оценят и посмеются, создайте отдельный чат-флудилку, чтоб отделять мемы от рабочих вопросов.