Порой отношения с коллегами выходят на тот этап, когда сдерживать себя просто невозможно. Последней каплей может стать все что угодно: очередной дурацкий вопрос в чате, фотография котика, присланная во время обсуждения важного проекта, флуд глупыми стикерами. И вот вы уже пишете гневное сообщение, чтобы высказать все, что думаете о серьезности своих коллег. Рассказываем, что делать, если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля и коллеги начинают спрашивать, не являетесь ли вы самым токсичным человеком в коллективе.
Что делать, если вы токсичный сотрудник?
Как и в случае с абьюзом, определить «токсика» сложно, потому что у каждого человека свой уровень восприимчивости к поведению других людей. Кто-то спокойно отвечает на едкие и саркастичные шутки, кто-то может даже посмеяться вместе с вами, а
И все же если вы регулярно совершаете следующие действия, то, возможно, вы токсичный сотрудник:
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/064/575/image/base_69bb86f9d8.jpg)
Жестко подшучиваете над коллегами, даже если им это не нравится
Высказываетесь об их интеллектуальных способностях, внешнем виде или переходите на личности в вопросах, когда нужно соблюдать субординацию. Даже если вы руководитель и обладаете широкими полномочиями, называть сотрудника дураком и строить предположения о том, сколько раз его в детстве головой уронили, не лучшая стратегия построения коммуникации. Даже если сотрудник допустил ошибку и отправил очень важное письмо, забыв прикрепить к нему документ.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/064/573/image/base_84d57c8159.jpg)
Выполняете действия из предыдущего пункта, к тому же делаете это публично
Например, называете коллегу обидным прозвищем при других сотрудниках, обсуждаете чужие ошибки и высмеиваете их в компании в перерыве или в рабочем чате. Такие парады позора точно не способствуют укреплению рабочих отношений или появлению любви у коллег.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/064/574/image/base_b6e1a53269.jpg)
Нарушаете чужие личные границы
Возможно, вы делаете это из наилучших пожеланий, потому что вы опытнее или обладаете особым видением и точно знаете, как нужно поступить в этой ситуации (неважно, касается ли дело рабочего проекта или личной жизни коллеги). И вот вы начинаете бомбардировать коллегу советами и предложениями, а если он отказывается принимать вашу помощь или прислушиваться к вашему мудрому совету, то вы можете и обидеться. Хотя вас, собственно, даже о помощи не просили.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/064/572/image/base_dd754177be.jpg)
То, что нравится вам, должно автоматически нравиться коллегам
Очень здорово, когда сотрудники становятся единомышленниками и вы можете в перерыве с удовольствием обсудить новый сезон сериала или выступление любимой группы. Но иногда это может выйти за грани рабочего общения — например, если вы посреди ночи нашли новый классный плейлист и начинаете скидывать его по одной песне в рабочий чат. А если кому-то не нравится — сами виноваты, можно было и уведомления выключить.
Казалось бы, что мешает коллегам указать человеку на недопустимость такого поведения? Скорее всего, они и указывают, но человек может просто игнорировать такие замечания или возмущаться, что ему мешают высказывать свое бесценное мнение. Если в вашей жизни были такие эпизоды, то следующая инструкция для вас.
Как стать приятным участником рабочего чата
Для того чтобы вернуть (или обрести) любовь и расположение коллег, а также выйти из черного списка рабочего чата, достаточно предпринять несколько простых шагов.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/852/image/base_ad073b7700.png)
Критикуйте коллег, когда это уместно
Обычно сигналом к критике может стать фраза «Коллеги, что скажете по поводу моего проекта/дизайна/решения?». В этот момент можно дать себе волю и высказаться, а также предложить ценные коррективы. Но постарайтесь не отходить от темы, чтобы случайно не прозвучала фраза «Проект ничего, но вот лицо у тебя сегодня будто трактор переехал. И спину выпрями».
Еще постарайтесь держать себя в руках, когда хочется блеснуть своим изысканным вкусом. Если вы чувствуете, что на языке вьется фраза «Мне кажется, это моя вкусовщина», то вам не кажется. Можете оставить ее при себе.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/853/image/base_f458f1eedf.png)
Соблюдайте личные границы коллег
Если коллега услышал ваше бесценное мнение, кивнул и продолжил дальше делать так, как считает нужным или правильным, не надо ходить за ним по пятам и говорить: «А я говорил, а ты не послушал, а я говорил». Особенно если ваш коллега работает в другом отделе.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/862/image/base_67f3f0b14e.png)
Постарайтесь не язвить
Это бывает сложно, согласны. Для начала можете попробовать упражнение «Призрак чата»: пишите в окошке чата (или в заметках) то, что хотите сказать своим коллегам, а потом сотрите это все.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/859/image/base_d8b15c1c88.png)
Личные вопросы выясняйте без свидетелей
Если вы чувствуете, что назревает конфликт или коллега тотально не справляется со своими задачами, решите этот вопрос тет-а-тет. Предложите помощь или подробное объяснение, решите доставляющие дискомфорт вопросы, не привлекая к этому процессу других коллег в качестве зрителей.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/850/image/base_0c8b7d0f04.png)
Уважайте время коллег
Даже если вы в час ночи нашли очень классную шутку или мем, не надо в тот же момент отправлять его в рабочий чат. Поставьте его на отложенную публикацию, чтобы он пришел утром и порадовал ваших коллег. А еще лучше, если вы точно знаете, что у вас есть коллеги-единомышленники, которые точно оценят и посмеются, создайте отдельный чат-флудилку, чтоб отделять мемы от рабочих вопросов.
Комментарии
Комментировать