Электронная библиотека — давно привычный атрибут компании с развитой корпоративной культурой. Но за последние пять лет ее роль и функции в организации сильно расширились: если ранее она являлась исключительно инструментом для развития профессиональных компетенций, то сегодня это и эффективный способ повышения уровня вовлеченности, и барометр определения эмоционального состояния персонала для HR-специалистов. О том, какие еще актуальные бизнес-задачи решаются с помощью библиотеки, рассказывает Алина Репкина, директор корпоративных продаж группы компаний «ЛитРес» и руководитель книжного рекомендательного сервиса LiveLib

Развитие и обучение сотрудников

В профессиональной литературе содержится масса полезных прикладных советов, которые впоследствии можно конвертировать в необходимые для успешной работы навыки, включая жизненно важные для конкурентоспособности на рынке труда «soft skills» и критическое мышление. Прогрессивные компании стремятся не бросать вопросы самообразования на самотек и разрабатывают своеобразную «карту чтения» для своих сотрудников: так, у каждого в индивидуальном плане развития появляется определенное количество произведений, с которыми стоит ознакомиться. Нельзя не отметить и относительную доступность литературы по сравнению, например, с курсами или тренингами. К тому же структура последних строится преимущественно на книгах, поэтому сложно переоценить их значимость.

Привлечение лучших кадров

По данным исследования, проведенного ГК «ЛитРес» среди корпоративных пользователей в июне 2022 года, лишь половина респондентов считают, что главной целью библиотеки в компании является «обучение». Остальные опрошенные ответили, что подобный инструмент помимо возможностей для развития выступает отличным бонусом, а в некоторых фирмах цели нематериальной мотивации даже поставили на первое место. Конкуренция за самых талантливых сотрудников обострена до предела: лучшие хотят лучших. И довольно непредсказуемо, какие льготы и бонусы к окладу могут сыграть решающую роль в принятии кандидатом оффера: лучший кофе в городе или бесплатная подписка на любимый книжный сервис? Иногда решают детали.

Эмоциональная разгрузка и снижение тревожности

Сегодня забота о сотрудниках и их психологическая поддержка становятся для работодателей почти так же важны, как и развитие их профессиональных компетенций. В этой связи нельзя не отметить, что библиотерапия — один из самых действенных способов улучшения эмоционального состояния. Стратегии книжной терапии бывают разные — от эскапизма до погружения в самые устрашающие книги. По статистике ГК «ЛитРес», на протяжении последних двух лет художественная литература в корпоративных библиотеках стала приближаться к показателям выдачи бизнес-книг. Работодатели понимают, как важно соблюдать баланс работы и личной жизни, и готовы предоставлять сотрудникам доступ к изданиям разных жанров. При желании даже в детективах и любовных романах можно встретить примеры великолепных деловых и личных качеств, которые хотелось бы перенять у героев.

Высокий уровень вовлеченности и нестандартный тимбилдинг

Дискуссии о прочитанном могут стать лучшей альтернативой офлайн-вечеринок. Удаленный формат работы привел многие коллективы к состоянию, когда сотрудники знакомы друг с другом только онлайн и у них не так много возможностей найти общие точки соприкосновения. Обсуждение книг всегда приоткрывает завесу к личности, позволяет познакомиться поближе, а значит и эффективнее взаимодействовать в дальнейшем. Кроме того, персональные рекомендации произведений от руководителя или топ-менеджера компании помогут выстроить доверительный диалог с коллегами и транслировать им релевантное видение культуры и методы достижения карьерных высот. Такие подборки могут стать хорошей практикой обмена опытом и навыками.

Выявление потребностей

Это самый нестандартный, но быстро набирающий популярность способ использования библиотеки в бизнес-целях. Электронные библиотеки, помимо очевидного функционала доступа к литературе, также обладают инструментами выгрузки статистики потребления контента. Обычно в развитых книжных сервисах такие отчеты довольно разнообразны и дают информацию о том, кто из сотрудников читает и слушает активнее всего, а также, какие произведения пользуются среди них наибольшей популярностью. На основе этих данных HR-подразделения способны оценивать эмоциональное состояние людей и оперативно планировать дополнительные меры психологической или информационной поддержки. Это полезно как с точки зрения мониторинга ментального здоровья, так и в плане своевременного предоставления дополнительных материалов по востребованным областям знаний — переговорам, копирайтингу, презентациям, публичным выступлениям.