Современная народная мудрость часто приравнивает шопинг к терапии. Достаточно купить себе какую-нибудь безделушку, и хорошее настроение обеспечено, по крайней мере на первое время. Вот только если злоупотреблять таким лекарством от грусти и скуки, то можно столкнуться с последствиями в виде чувства вины и опустевших банковских счетов. Разбираемся, откуда вообще берется нестерпимое желание покупать все подряд и почему наш мозг не пытается нас останавливать.

Откуда берется шопоголизм

«Шопоголизм» — это народное название расстройства, в научных кругах известного как ониомания. Термин происходит от древнегреческого ὤνιος (ониос) — «для продажи», и μανία (мания) — «безумие». По словам немецкого врача Макса Нордау, французский психиатр Валентин Маньян ввел термин «ониомания» в немецком переводе своих лекций по психиатрии (Psychiatrische Vorlesungen) 1892 года. Маньян описывает навязчивые покупки как симптом дегенерации. В своей книге «Вырождение» (1892 г.) Нордау называет ониоманию «помешательством на покупках» и «клеймом вырождения». Эмиль Крепелин описал ониоманию в 1909 году, он и Поль Блейлер включили этот синдром в свои ранние учебники по психиатрии. Однако до 1990-х годов ониомания мало интересовала общественность, и даже в XXI веке навязчивые покупки считают едва распознаваемым психическим заболеванием. Только сейчас международные организации стали признавать, что шопоголизм действительно имеет признаки маниакального поведения.

Примеры шопоголизма можно увидеть во многих комедиях и ситкомах, где сценаристами активно высмеивается потребность персонажей безостановочно покупать вещи, чтобы почувствовать себя счастливыми. Покупка помогает вылечить грусть, одиночество, тревогу, печаль. Со временем шопинг превращается и в форму досуга, и в привычку, способную перерасти в зависимость.

Ученые выделяют множество причин формирования ониомании у людей:

Эмоциональная зависимость

Это довольно распространенная причина, строящаяся на подкреплении процесса покупки приятными эмоциями. В этом сценарии человек буквально совершает покупки, чтобы радовать себя, для него ценность представляет не очередная безделушка, а всплеск гормонов счастья, который он испытывает, когда приобретает вещь. В таком случае процесс совершения покупок позволяет заглушить стресс, тревогу или переживания.

Демонстративное потребление

Эта причина также связана с эмоциональной зависимостью от покупок и часто дополняет ее. Демонстративное потребление подразумевает покупку объектов, подкрепляющих социальный статус и образ покупателя. Это может быть новый модный смартфон, покупка которого подтверждает причастность владельца к определенной группе людей, например с высоким доходом или с предпочтениями данного бренда. Покупки определенных товаров позволяют человеку подчеркнуть и выразить свою идентичность: например, приобретение продукции только экологичных брендов тоже может рассматриваться как заявление собственной позиции.

Стимуляция чувства контроля

Для многих людей деньги — синоним безопасности и защищенности от непредвиденных обстоятельств. И процесс траты денег как бы подчеркивает позицию: «Я могу себе это позволить». Человек чувствует себя защищеннее и свободнее, распоряжаясь своими деньгами. Для некоторых эта практика может компенсировать ограничения из прошлого — например, если человек вырос в небогатой семье и его траты контролировались и обсуждались родственниками.

Часто шопоголизм идет как дополнение к более серьезным расстройствам, таким как посттравматический стресс, обсессивно-компульсивное расстройство и другие, но бывает и так, что склонность к ониомании у себя отмечают и здоровые люди. Некоторым для того, чтобы считаться шопоголиками, не обязательно напрямую тратить деньги. Описываются случаи, что ониоманию диагностировали у людей, которые слишком часто думают о покупках ненужных вещей, планируют покупки, проводят часы на маркетплейсе, одержимо ища «что-то леопардовое, но с перламутровыми пуговицами».

Еще одним важным фактором, из-за которого ониоманию наконец начали воспринимать всерьез, стало развитие онлайн-шопинга и маркетплейсов. Совершать покупки стало гораздо легче: достаточно просто сделать пару кликов, и через несколько дней к вам едут товары, купленные по рекомендации блогера, друга или просто потому, что вещи показались вам настолько забавными, что вы ощутили в них острую необходимость (например, подушка в форме котика). Разнообразие каналов для рекламной коммуникации и в целом развитие и укрепление культуры потребления (даже если вы занимаетесь им осознанно и экологично) в конце концов могут привести к формированию ониомании.

Неумение распоряжаться средствами

Это отягчающее обстоятельство становится причиной, по которой наполняются группы анонимных шопоголиков и реестры должников. Шопоголики часто пользуются не только своими заработанными деньгами, но и берут кредиты, займы. Неспособность организовать собственные финансы часто приводит к тому, что вышедшее из-под контроля желание покупать выливается в опустошенные счета и кредитки.

Что делать, если вы заметили у себя признаки ониомании

Работа с ониоманией требует участия квалифицированного специалиста. Часто причины этого расстройства у каждого человека индивидуальны, равно как и путь преодоления зависимости. Конечно, вы можете закрыть долги, заморозить кредитки и удалить все приложения магазинов со своего смартфона, но это не обязательно избавит вас от потребности покупать дальше. Но вот несколько практик, которые помогут сбалансировать свое отношение к покупкам:

Отключите рекламные рассылки магазинов

В настройках смартфона, браузера или почты вы можете проверить, какие магазины и маркетплейсы могут отправлять вам уведомления. Отключите сообщения о новинках и акциях, перенаправьте их маршрут прямиком в спам, чтобы они лишний раз не вызывали у вас желания заглянуть и прикупить барахла.

Ведите список покупок

Вы можете составить один большой список, а можете разделить его на несколько. Например, попробуйте рассортировать покупки по срочности, вынесите в верх списка самое необходимое, а «долгострои» отправьте вниз. Для покупок, которые требуют больших финансовых затрат (техника, брендовые вещи, крупные покупки), лучше завести отдельный список и откладывать деньги именно на эту покупку. Мониторить прогресс можно с помощью приложений или самостоятельно, откладывая деньги в отдельную копилку.

Повышайте уровень финансовой грамотности

Освойте финансовое планирование, научитесь откладывать деньги и изучите инструменты, которые позволяют не пропускать время платежей по кредитной карте.

Регулярно проводите ревизию дома

Порой, прежде чем покупать очередную пару джинсов, стоит проверить, не завалилась ли такая же за вашу стиральную машину. Это, конечно, условный пример. Проверяйте, не планируете ли вы купить точно такую же вещь, как та, что есть у вас дома. Не вызвано ли желание покупки установкой «Просто я могу себе это позволить». Постарайтесь трезво оценить, нужна ли вам обновка, сможет ли она выполнять свои функции или будет просто периодически вываливаться из шкафа вам на голову.