Автобиография — один из самых популярных жанров как среди авторов, так и среди читателей. Подробностями своей жизни спешат поделиться актеры, режиссеры, музыканты, предприниматели, а также люди, которые смогли преодолеть темную полосу своей жизни. Разбираемся, почему этот жанр так популярен и насколько стоит верить историям других людей.

Почему автобиографии так привлекательны?

Автобиографии позволяют авторам рассказать о себе, своей жизни и своих достижениях, об опыте преодоления трудностей. Это эффективный метод саморефлексии, благодаря которому человек может упорядочить свою жизнь, вложить ее в систему, такую как сюжет, порой даже найти объяснение собственным поступкам, оправдать себя-прошлого перед собой-настоящим. Автобиография, кроме самого повествования, может включать и назидательную функцию, например когда автор делится приемами, которые помогут читателям избежать повторения его ошибок.

Читателей автобиографии могут привлекать по целому ряду причин. В первую очередь важна личность автора. Если это знаменитость, политический деятель или предприниматель, то для многих читателей прочтение автобиографии — способ стать ближе к кумиру.

Кого-то может интересовать не столько личность человека, сколько его взгляд на исторические события, современником которых он стал. Ценность таких материалов подчеркивали члены Чикагской школы социологии, а также сторонники исторической школы «Анналов», появившейся в 1930-х годах. Для представителей этих двух направлений автобиографические материалы и дневники были важным источником информации не только о том, что происходило в то или иное время в различных сообществах, но и то, как эти сообщества реагировали на изменения. Как они могли переживать события или условия, которые показались бы современному человеку невыносимыми (например, Великую депрессию, перестройку), или «золотой век» Голливуда.

Довольно долгое время ученые, в том числе социологи, историки и социальные психологи, полагались на автобиографии как на основной исследовательский материал, пока их убежденность не оспорили постструктуралисты.

Почему не стоит доверять автобиографиям?

Одной из важнейших фигур среди постструктуралистов был Пьер Бурдье, социолог, этнолог, философ и политический публицист. В 1986 году он опубликовал довольно провокационное эссе «Биографическая иллюзия», в котором раскритиковал использование автобиографии как основного источника сведений об исторических и социальных изменениях. В первую очередь проблемой является сам нарративный подход, который подразумевает систематизацию событий в определенную последовательность. Уже постфактум мозг может находить причинно-следственные связи, которые до этого не были релевантны или вовсе не существовали. По мнению автора, история в своем широком значении более сложна и многомерна, ее невозможно уложить исключительно в череду следующих друг за другом эпизодов, когда действие одного плавно перетекает в другой временной отрывок. События развиваются неравномерно, и в разные моменты жизни человек склонен присваивать наибольшую ценность и важность различным эпизодам. Поэтому можно говорить о том, что автор не может быть абсолютно объективен.

К тому же, как выяснили ученые в 1992 году, человек со временем теряет связь с воспоминаниями о глобальных событиях. Исследователи провели опрос среди двух групп испытуемых в возрасте 40–55 лет и в возрасте 65–75 лет. Ученые выяснили, что чем дальше в прошлое уходят исторические события, тем хуже люди их помнят (независимо от возрастной группы), в то время как автобиографические события хранятся в памяти гораздо дольше. Поэтому можно предполагать, что авторы автобиографий «выстраивают» повествование, ориентируясь в первую очередь на память о своих эмоциональных реакциях, а не на исторические события. Это все равно что описывать не вид из окна, а его отражение в кривом зеркале, на которое вы смотрите через фильтр.

И все же трудности в восприятии времени не единственная проблема, с которой могут столкнуться читатели автобиографий.

Недостоверные воспоминания

Человеческая память, к сожалению, довольно гибкий и сложный механизм, который может упускать или, наоборот, создавать подробности. Некоторые авторы могут пользоваться отредактированными воспоминаниями неосознанно, будучи убежденными, что так все и было на самом деле, а некоторые люди могут намеренно использовать их для усиления драматического эффекта и создания захватывающего повествования, таким образом превращая историю своей жизни в байопик.

Ошибка выжившего

Многие люди приобретают автобиографии в надежде найти ответы на волнующие их вопросы: как открыть бизнес с нуля, как найти свое призвание, как пережить сложный период в жизни. И порой авторы действительно кажутся проводниками в мир готовых решений, предлагают практики, которые испытали на себе, но часто у этих «вспомогательных инструментов» есть обратная сторона — так называемая систематическая ошибка выжившего. Это когнитивное искажение, сужающее фокус внимания только на практиках, которые сработали один раз и теперь кажутся полезными. Но часто при этом игнорируются разные стартовые возможности автора и читателя (например, они живут в разных финансовых или юридических системах, находятся в различных обстоятельствах и т. д.) или актуальность предлагаемых методов. Согласитесь, в XXI веке разбираться с депрессией, используя танцы с бубном или бездумный кутеж, будет странно, хотя лет 20 назад это могло быть вполне распространенной практикой.

Как правило, авторы автобиографий не имеют злого умысла и не пытаются ввести читателей в заблуждение. Чаще они пытаются изложить собственное видение событий своей жизни, и задача читателя — пользоваться критическим мышлением, чтобы отделять полезную информацию от признаков, что автору стоило бы посетить психотерапевта.