К сентиментальной прозе, «дамским романам», часто относятся свысока, а над читательницами высокомерно посмеиваются: мол, это не литература, а так — беллетристика без всякой культурной ценности, только чтобы разгрузить голову. Анастасия Максимова (Уна Харт), писательница и литературный агент, партнер бюро «Литагенты существуют», разбирается, чем романтическая проза заслужила такую славу.

Анастасия Максимова

Писательница, также известна как Уна Харт, литературный агент, партнер бюро «Литагенты существуют»

Место женских романов в мире литературы

Нас с детства учили сакрализировать книги. Внушали, что книги — это нечто совершенно особенное, что они учителя, которые прививают нам моральные нормы, воспитывают, расширяют кругозор… В общем, со всех сторон полезные, как рыбий жир.

Вырастая, мы обнаруживаем, что не все книги похожи на рыбий жир. Многие из них ничему не учат, никого не воспитывают и вообще, кажется, нужны только для того, чтобы немного отвлечь нас от реальности. Так рождается своего рода комплекс Мадонны и блудницы от литературы: как будто есть Книги-Которые-Несут-Высшее-Знание, а есть «жвачка для мозгов», «романчики в мягких обложках», бульварное чтиво… Первые якобы достойны всяческого пиетета, и читатель чувствует, что во время чтения они заставляют мозг кипеть. Признаваться же, что ты читаешь какие-нибудь «Пятьдесят оттенков серого», означает навсегда повесить на себя ярлык человека поверхностного и недалекого.

А все потому, что кто-то нам когда-то сказал, что «душа обязана трудиться». В том смысле, что мозг обязан заглатывать терабайты информации без передышки. Развлекаться нельзя, все твое свободное время должно быть занято курсами, лекциями, образовательными передачами или документальными фильмами.

Так вот, внимание.

Нет. Развлекательная функция — тоже функция.

Книги — явление неоднородное. Как соцсети. Соцсети сами по себе не плохие и не хорошие, все зависит от того, как человек их использует. Один будет в соцсетях налаживать рабочие связи, искать партнерские контакты и коммерческую выгоду. Другой предпочтет общаться с близкими друзьями и семьей, смотреть видео с котиками и зависать на эпизодах из «Великолепного века» в TikTok. И тот, и другой способ использования соцсетей приносит человеку пользу: в первом случае он находит способ помочь своей карьере, во втором — расслабляется и отдыхает.

И это тоже важно!

Что читатель находит в сентиментальной прозе?

Итак, сентиментальная проза: что же читатель находит во всех этих романах о любви, которые «одинаковые, как под копирку»?

В первую очередь они помогают читателям убежать

Эскапизм — достойная причина взяться за книгу. Когда вокруг шатается и рушится привычный мир, хочется уцепиться за чью-то чужую вселенную, где все совсем иначе. Нырнуть мир, где простая журналистка способна влюбить в себя миллиардера, а служанка обращает на себя внимание великого колдуна.

«Сентиментальная проза — это всегда история о Золушке, где у девушки, у которой все было плохо, случилась большая любовь, — комментирует Мария Руднева, редактор отдела романтического фэнтези издательства „Эксмо“. — Ее жизнь изменилась. Это всегда сказка для женщин, которые замучились на работе, у которых непростая жизнь, и им хочется окунуться в волшебную атмосферу». С Марией соглашается Диляра Абубакирова, редактор издательства Like Book: «Мне кажется, тут типичный эскапизм, люди редко читают современную прозу из-за слога — для таких случаев существует классика. А в современных книгах читатели проживают сотни чужих жизней таких же обычных людей, как и они сами».

Пусть, как говорится, кинет в меня камнем тот, кто не уставшая женщина и у кого жизнь простая. Спрятаться в книге, в сериале или в TikTok — это нормально. Это способ разгрузиться и расслабиться, отключиться ненадолго.

Что еще ценят читатели в сентиментальной прозе?

Предсказуемость

Читатели точно знают, чего ожидать от книги. Эта возможность спрогнозировать сюжет крайне важна в условиях непрекращающегося кризиса. Любая жанровая проза живет по своим законам: в детективах (которые, к слову, тоже относятся к эскапистской литературе) обязательно должно быть убийство и герои обязательно разоблачат убийцу в конце, а в сентиментальной прозе героиня обязательно выйдет замуж или останется с главным героем. Это законы, которые нельзя нарушать: нельзя в середине романтического фэнтези включить «Техасскую резню бензопилой», читатель не оценит такой поворот событий. Потому что он не за этим берет с полки сентиментальный роман.

К слову, Диляра Абубакирова поделилась, какие тропы сейчас пользуются популярностью: «Самые популярные тропы сейчас: „от врагов к любовникам“, „они из разных миров“, „его/ее тяжело завоевать“. Еще мне нравится, что в современной прозе многие авторы продвигают здоровые отношения, уделяют внимание важности себя в паре. Уже не считается нормой полное растворение в партнере. Раньше описаний токсичных отношений было больше».

Наконец, последнее, что мне хотелось бы отметить в особенностях чувственных романов, — это простота. Да, читая их, никто не гонится за красотой слога или глубокой философией. Читатели хотят получить понятный сюжет, не утопая в сложносочиненных конструкциях.

Почему стыдно?

Забавно, впрочем, что именно сентиментальную прозу принято называть «бульварщиной», именно о ней с пренебрежением отзываются читатели-интеллектуалы, которые никогда не берут в руки книги тоньше тысячи страниц. Почему? Возможно, потому что из массовой литературы только сентиментальные романы нацелены исключительно на женщин. А скрытая (или не очень скрытая) мизогиния никуда не делась, и знак равенства между «женское» и «плохое» все еще вшит на подкорке. Знаете, как иногда говорят: это «женская проза» в значении «ну такая себе проза».

Задумайтесь: ни одна жанровая литература не снискала такого пренебрежительного отношения, как сентиментальный роман. Он эксплуатирует интерес читателей к сексуальности и чувственности, равно как хорроры эксплуатируют наш интерес к крови и убийствам. Мы читаем детективы не для того, чтобы угадать, кто убийца (для этого можно было криминальную хронику полистать). В детективах читатель следит за динамикой героев так же, как в сентиментальной прозе, просто в качестве основного фокуса используется расследование, а не любовные отношения между персонажами.

Сентиментальная проза — массовый продукт, и в этом его прелесть, а не его недостаток.

Книга уже очень давно вышла из категории образовательного продукта и стала чем-то большим. Нормально, что мы обращаемся к книге как к ребусу или наставнику. Но так же нормально, что мы делаем это не все время. Не стыдно читать книгу ради развлечения и ради того, чтобы расслабиться и отвлечься. Ведь это одна из ее функций.