Шахматисты общаются на своем языке, и если их услышит человек, не разбирающийся в шахматах, то, вероятно, он их не поймет. Для тех, кто только начинает знакомиться с этой игрой, составили маленький словарь полезных шахматных терминов.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/785/image/base_08b0ccec88.jpg)
Это форма тай-брейка, которая используется, когда ничья не смогла быть разрешена после регулярной партии. В армагеддоне белые получают 5 минут на партию, а черные — всего 4 минуты. Если черные выигрывают или происходит ничья, они считаются победителями. В ином случае белые становятся победителями.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/789/image/base_39b63abfca.jpg)
Это может быть полезно для контроля над центром доски или для ограничения движения сильных фигур противника. Порой блокаду можно разрушить, только пожертвовав какую-нибудь фигуру.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/788/image/base_4aa48463d2.jpg)
Целью гамбита может быть быстрое развитие фигур, давление на соперника или создание сложной позиции. Гамбиты могут быть опасными как для белых, так и для черных, поэтому игрокам нужно быть осторожными при их использовании.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/787/image/base_e9e6da7ebd.jpg)
Это может быть достигнуто путем размещения фигур таким образом, чтобы они защищали друг друга и не могли быть атакованы. Крепость — это защитная стратегия, а также способ блокировки противника.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/782/image/base_8f1b1cba4d.jpg)
В такой ситуации игроки обычно договариваются о ничьей. Примером мертвой позиции может быть ситуация, когда у игроков остался только король и никаких других фигур или когда обе стороны имеют крестовых слонов на одноцветных клетках.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/790/image/base_0a7350c34f.jpg)
Рокировка бывает короткой и длинной. Короткая рокировка — это перемещение короля на две клетки в сторону ладьи, стоящей на первой горизонтали. Длинная рокировка — это перемещение короля на две клетки в сторону ладьи, при этом ладья перескакивает через короля и оказывается на клетке, расположенной слева от него.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/784/image/base_0022405063.jpg)
Различают несколько видов цугцванга. Взаимный — когда оба противника находятся в затруднительном положении, и позиционный, когда условия для одного из игроков ухудшаются, но при этом он не теряет фигуры.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/783/image/base_96a8ea100f.jpg)
Цейтнот может принять жесткий характер. Например, осталась всего минута до конца партии. В такой ситуации бывают грубые ошибки, а то и вовсе просрочка времени.
Комментарии
Комментировать