Людям, которые столкнулись с профессиональным выгоранием, часто кажется: все наладится, если сменить работу. И доля правды в этом есть. Хотя проблема не всегда связана с компанией или конкретной должностью, условия работы существенно влияют на вероятность выгорания. Но что, если на новом месте ситуация повторится? Авторы Harvard Business Review рассказали, как оценить риски выгорания еще во время поиска вакансий и на собеседовании. Перевели их статью.

Как оценить риски выгорания в компании по открытым источникам

По данным Gallup, с симптомами выгорания сталкиваются 76% сотрудников. Если вы один из них, возможно, вы задумываетесь о том, чтобы сменить работу, или уже решили это сделать. Но как не попасть в ту же ловушку на новом месте? Как понять, заботится компания о благополучии сотрудников или, наоборот, выжимает из них все соки?

Кое-что можно узнать из объявления о вакансии. Обратите внимание, есть ли в нем что-то о гибком графике, возможности работать удаленно, инклюзивности. Ознакомьтесь с преимуществами: во многих компаниях есть программы поддержки ментального и физического здоровья, льготы для сотрудников, корпоративное обучение. Наконец, изучите отзывы о работодателе.

Хотя исследование открытых источников и позволяет собрать информацию, не всегда понятно, правда ли компания заботится о сотрудниках. Возможно, это лишь видимость, попытка сохранить репутацию? Узнать больше можно на собеседовании, задавая наводящие вопросы и наблюдая за поведением интервьюеров.

Как оценить риски выгорания на собеседовании

Поговорим о сигналах и вопросах, которые помогут составить представление о культуре компании. В этом разделе мы опирались на исследование Майкла Лейтера и Кристины Маслах — психологов, описавших шесть главных причин выгорания. Итак, что это за факторы и как понять, есть ли они в компании?

Отсутствие автономии

Риски выгорания возрастают, если вы не можете выбирать, когда и каким образом выполнять задачи. В здоровой компании руководители уверены в сотрудниках и дают им нужную свободу. Чтобы оценить, как работодатель относится к автономии, спросите:

  • Смогу ли я самостоятельно распределять работу в течение дня?

  • Как вы оцениваете мое рабочее время?

  • По какому принципу вы распределяете нагрузку и устанавливаете сроки?

  • Если речь о работе по сменному графику: как часто меняется расписание?

Эти вопросы помогут убедиться в гибкости и открытости руководителей, а также в том, что они не занимаются микроменеджментом.

Отсутствие справедливости

Когда ваш труд не ценят, когда к вам относятся хуже, чем к коллегам, вы начинаете терять мотивацию и чувствовать себя измотанным. Заметить риски такой ситуации помогут следующие вопросы:

  • По каким показателям вы оцениваете работу сотрудников?

  • Как решаются вопросы повышения в должности?

  • Как вы оцениваете справедливость оплаты труда? Есть ли у вас регламенты для этого?

  • Поддерживаете ли вы идеи и инициативу сотрудников? Если идея работает, что получает ее автор?

Ваша задача — узнать, заботится ли работодатель о справедливости и сколько ресурсов на это уходит. Обратите внимание, рассказывает ли интервьюер о недостатках компании и о том, как планируется их исправлять. Если он уходит от ответов или не владеет информацией, значит, руководство вряд ли считает несправедливость проблемой.

Слишком высокая нагрузка

Согласно исследованию Gallup, вероятность выгорания на 70% ниже, если у людей достаточно времени для выполнения задач. Чтобы понять, ценят ли в компании время сотрудников, спросите:

  • Каков стандартный график? Как часто приходится работать по выходным?

  • Сколько времени нужно будет проводить на собраниях? Когда они обычно проходят?

  • Как быстро нужно отвечать на электронные письма?

  • Смогу ли я отключать уведомления, если они мешают сосредоточиться?

  • Как вы расставляете приоритеты в задачах и боретесь с лишней нагрузкой?

  • Как общается команда, когда у всех участников много задач?

  • Когда вы проводите тимбилдинг — в течение рабочего дня или нет?

  • Как распределяются задачи, связанные с повседневной жизнью офиса? Например, заказ обеда или ведение записей на встречах.

Задавая такие вопросы, вы пытаетесь выявить факторы, которые влияют на переутомление. Похоже ли, что в компании все должны быть доступны 24/7? Возможно, сотрудники часто выполняют неоплачиваемые задания или перерабатывают? Обратите внимание и на то, как ведут себя интервьюеры на протяжении собеседования: вовремя ли приходят, говорят ли об ожиданиях от встречи, не отвлекаются ли на другие задачи.

Отсутствие вознаграждения

Мы все хотим получать отдачу от своих действий — справедливую оплату, повышение, другие поощрения. Оцените готовность работодателя вкладываться в ваш карьерный рост, спросив:

  • Как устроен процесс продвижения по службе? Какие критерии учитываются?

  • Как часто повышают людей в отделе, где я буду работать?

  • Есть ли у вас бюджет на профессиональное развитие?

  • Есть ли обучение для лидеров — и будущих, и тех, кто уже управляет людьми?

  • Назначаются ли наставники и по какому принципу?

Вопросы помогут понять, есть ли в компании прозрачные процессы карьерного роста и насколько они справедливы. Стоит также обратить внимание на обучение. Есть ли оно? Как используется — для развития сотрудников или только для решения проблем с производительностью?

Отсутствие поддержки в команде

Чтобы показывать хорошие результаты, важно чувствовать себя в безопасности и не бояться реакции команды на ошибки. Понять, поддерживают ли сотрудники друг друга и как в этом аспекте действует менеджер, помогут следующие вопросы:

  • Как вы даете обратную связь сотрудникам?

  • Как вы работаете с ошибками в команде?

  • Часто ли вы проводите встречи one to one?

  • Как вы справляетесь с конфликтами?

  • Поощряете ли вы инициативу сотрудников и каким образом?

  • Как бы вы оценили атмосферу в команде?

Обратите внимание и на то, как к вам относятся в процессе собеседования. Чувствуете ли вы, что вас слышат и уважают? Спрашивают ли вас о хобби и жизни вне работы? А если интервьюеров несколько, посмотрите, как они взаимодействуют друг с другом: насколько они терпеливы, вежливы, открыты для чужого мнения.

Несоответствие ценностей

Мы все хотим чувствовать, что делаем важное дело, а ценности работодателя совпадают с нашими. Оценить ситуацию в конкретной компании помогут вопросы:

  • Как эта должность связана с миссией организации?

  • Как ценности компании влияют на принятие решений?

  • Помогает ли работа команды достичь целей компании? Каким образом?

  • Поддерживает ли компания участие в социальных инициативах, например волонтерстве, в рабочее время?

  • Как компания реализует свою социальную ответственность?

Посмотрите, как интервьюер ответит на вопросы. Понимает ли он ценности компании, совпадают ли они с вашими? Если для вас важно что-то конкретное, например постоянное развитие, стоит спросить об этом отдельно.