Инициативные сотрудники нужны каждой компании: именно идейные и замотивированные команды предлагают инновационные решения и способствуют росту бизнеса. Александра Остановская рассказала, как правильно стимулировать инициативность в коллективе, а какие практики не дают результата.

Александра Остановская

Старший бизнес-партнер Авито по персоналу

Зачем сотрудникам проявлять инициативу?

Инициативность — качество, идущее сверх должностных обязанностей. Это выход за рамки базовых рабочих задач, таких как «добиться бизнес-результата для компании и клиентов». А инициативный сотрудник — это тот, кто способен без прямого указания сверху предложить и реализовать новое рабочее решение.

Компаниям выгодно поощрять это качество: инициативность способствует росту производительности, стимулирует инновации и креативность, повышает сплоченность коллектива и укрепляет HR-бренд. Что касается самих работников, активная профессиональная позиция открывает пространство для карьерных достижений и самореализации. Ведь когда сотрудник предлагает руководству идеи и видит, как эти задумки воплощаются в жизнь, карьера превращается в увлекательное профессиональное путешествие.

Несмотря на очевидные плюсы, иногда инициативность может навредить бизнесу. Это явление называют «парадокс проактивности»: когда члены команды не понимают стратегических целей компании, они часто предлагают бесполезные изменения. Когда такие инициативы внедряются, организация несет потери. Если же идеи не принимаются, то сотрудники теряют вовлеченность и драйв.

Чтобы избежать такого парадокса и мотивировать сотрудников проявлять инициативу, необходимо четко сформулировать критерии, какие практики компания считает полезными для себя. Также полезно внедрять механизмы и практики, которые способствуют проявлению самостоятельности сотрудников.

Четкие рамки и границы

Любая инициатива должна отвечать стратегическим целям компании, а это невозможно, если сотрудники не понимают эти цели. В таком случае инициативность уходит не в то русло. Проверенный вариант емко донести цели до сотрудников — создать единый документ, в котором прописаны корпоративные принципы, а также стратегические цели и задачи организации.

Вся подобная информация может быть емко отражена в манифесте, доступном для всех сотрудников. Имея его в свободном доступе, работник может найти направление для внедрения инновации или проверить свою идею.

Единый формат

Проявляя инициативу, сотруднику недостаточно только озвучить идею руководителю. Полезная задумка для оптимизации работы, представленная работником, должна быть емко оформлена и содержать практическую информацию: сроки достижения результата, способы реализовать идею и требуемые ресурсы.

Для удобства компания может сформировать шаблон, в котором прописаны необходимые элементы инициативы — например, документ формата «шестистраничник» («6-pager»). С помощью него сотрудники пользуются единой терминологией, что облегчает коммуникацию. Конечно, не во всех случаях следует настолько основательно подходить к оформлению идеи: так, локальные нововведения согласовываются на уровне руководителей отделов.

Обучение и живой пример

Ничто так не мотивирует сотрудников, как пример коллег, которые уже реализовали оригинальную инициативу и получили результат. Чтобы инициативы и изменения в компании были наглядны, можно организовать обмен опытом между сотрудниками. Форматы, уже доказавшие эффективность, — это наставничество, обучающие программы, мастер-классы и хакатоны. Исходя из корпоративных ценностей и задач организации, можно комбинировать несколько вариантов обмена опытом.

Некоторые компании устраивают регулярное мероприятие «День внутреннего преподавателя». На них любой сотрудник может прийти и рассказать о своей работе, вызовах, достижениях. Такие встречи мотивируют проявлять активность — причем как лекторов, так и слушателей.

Конструктивная обратная связь

Каждый сотрудник должен иметь возможность обратиться к руководителю за советом и получить конструктивную обратную связь. Даже если предложенная идея еще сырая, но человек очень хочет сделать что-то для компании, стоит уделить ему время и направить его инициативность в нужную сторону. Не менее важна тональность коммуникации. Сотрудники не должны опасаться, что в ответ на инициативу получат насмешки: любой вопрос и предложение заслуживают внимания. Открытый диалог и регулярное обсуждение с командой работающих практик помогает формировать атмосферу, в которой хочется проявлять себя и комфортно выходить за рамки должностных обязанностей.

Поэтому сегодня стимулирование инициативности — не модный тренд, а необходимость. Бизнес-процессы стремительно усложняются, и без предприимчивых сотрудников добиться высоких результатов крайне сложно. Инструментально с инициативой можно работать по-разному, главное — показать членам команды, что их усилия замечают и ценят.