Переспрашивать неприятно, страшно, стыдно, на это может не быть времени или душевных ресурсов. Хорошая новость в том, что вы не одни такие — переспрашивать некомфортно всем. Даже тем, кто делает это постоянно, чем раздражает окружающих. Вторая хорошая новость: дискомфорт вполне можно преодолеть.

Как это сделать, разбираемся с Анной Макарчук, кандидатом психологических наук, директором федерального научно-методического Центра толерантности, где занимаются проблемами коммуникации. Она объясняет: откуда берется страх переспросить, какую стратегию выбрать в непонятной ситуации и как во всем этом виновато детство (опять).

Анна Макарчук

Кандидат психологических наук, директор федерального научно-методического Центра толерантности

Откуда берется страх переспросить?

В случае опасности люди испытывают страх.

Эта психофизиологическая реакция не раз спасала нам жизнь. Сигнал из окружающей среды попадает в особый отдел мозга — миндалевидное тело, или амигдалу. Оно быстро оценивает, есть ли угроза. Если есть, амигдала активирует реакцию борьбы или бегства, которая готовит нас к одному из двух сценариев: справиться с угрозой либо бежать от нее. Для этого амигдала взаимодействует с гипоталамусом — он вырабатывает гормоны стресса — и неокортексом, отвечающим за принятие решений.

Страх могут вызывать не только внешние стимулы, но и внутренние состояния. Например, ожидание неблагоприятных событий. Они запускают реакцию, которая приводит к избеганию опасности.

Если переспросить для вас — стресс, то нет ничего удивительного в том, что вам панически не хочется этого делать, а в горле стоит ком.

Опыт и другие факторы

Что же пугает в ситуации, когда мы что-то не поняли или не расслышали? Все упирается в социальные страхи: страх осуждения, отвержения или проявления некомпетентности.

Страх осуждения основан на потребности быть принятым, получить одобрение окружающих. Мы боимся, что, если зададим вопрос или покажем свою неуверенность, нас будут считать глупыми, а значит, недостойными общения.

Этот страх может усиливаться негативным опытом, если раньше нас осуждали за высказывания или действия. Такое часто происходит в детстве, когда ребенка оскорбляют со смехом или пассивной агрессией.

— Ты что, глупенький? С первого раза не понимаешь?

— Глухой, что ли?

Страх отвержения связан с потребностью чувствовать принадлежность к группе. Мы боимся, что из-за вопросов или неуверенности нас отвергнут, исключат из сообщества. Этот страх тоже может быть основан на предыдущем негативном опыте.

— Саша, конечно же, у нас самый умный, и слушать ему не надо. Может, тогда за дверью постоишь, пока я урок закончу?

— Я объясняю один раз. Кому не нравится — может выйти сразу.

Страх проявления некомпетентности связан с желанием быть успешными в глазах других людей. Мы боимся, что из-за уточняющих вопросов нас посчитают бездарными или неэффективными, сравнят с кем-то, высмеют за спиной или в лицо. Этот страх может быть связан не только с опытом, часто детским, но и с высокими требованиями к себе.

— Вовочка, в отличие от тебя, уже все понял. И в кого ты такой несмышленый?

— Слышала, как она сегодня меня переспросила? Нет бы сидела, слушала вежливо. Наверное, назло это делает.

Социальные нормы и стереотипы

Общество, естественно, тоже вносит свой вклад в нашу неготовность переспрашивать, если что-то не ясно. Связано это с негативными стереотипами. Они, возможно, давно уже отжили свое, но постоянно выпрыгивают, как убийца в булгаковском переулке.

  • Задавать вопросы — признак глупости. Это делают только недостаточно интеллектуальные люди. Умный должен все схватывать на лету.

  • Задавать вопросы — признак слабости. Сильный и знающий человек не станет спрашивать, он во всем разберется сам.

  • Задавать вопросы — признак эгоизма. Тот, кто просит уточнения, усложняет жизнь окружающим.

Отличный пример таких стереотипов — ситуация с языковым барьером. Общаясь на неродном языке, мы часто не можем корректно и быстро уловить смысл сказанного. В этой ситуации важно уточнить или попросить говорить помедленнее. Но мы пытаемся сохранить лицо и старательно делаем вид, что понимаем каждое слово.

Другой пример — человек находится в конкурентной или психологически небезопасной среде. Например, в рабочем коллективе, где есть проявления моббинга (травли) или боссинга (агрессии, чаще всего пассивной, со стороны руководства). В таком окружении человек постоянно чувствует себя уязвимым. Он никак не может позволить себе проявить лишнюю слабость — например задать вопрос. К сожалению, это часто приводит к печальным последствиям: неверно поняв суть или контекст, человек ошибается, выполняя задачу.

Как все исправить

Развиваем новые привычки

Когда мы совершаем действие или испытываем повторяющийся стимул, в нашем мозге происходит процесс, называемый синаптической пластичностью. Связи между нейронами либо усиливаются, либо ослабевают, что позволяет мозгу адаптироваться и учиться.

Есть два основных типа синаптической пластичности:

  • долговременная потенциация (ДП), усиливает синаптические связи;

  • долговременная депрессия (ДЛД), ослабляет синаптические связи.

Эти процессы крайне важны для обучения, памяти и формирования привычек.

Когда мы повторяем действие или сталкиваемся со знакомой ситуацией, нейронные пути, связанные с этим опытом, становятся прочнее и работают лучше. В результате мозг обрабатывает информацию быстрее и с меньшими усилиями. Это явление часто называют нейронным праймингом, или процедурной памятью.

  • Чем чаще будете слушать, тем лучше начнете слышать.

  • Чем чаще будете задавать уточняющие вопросы, тем проще будет это делать.

Хороший вариант для тренировки — открытая лекция или экскурсия. И лектор, и экскурсовод однозначно будут рады вопросам. А вы сможете убедиться в том, что привычка уточнять — это не признак глупости и невежества. Наоборот, она характеризует вас как думающего и образованного человека, которому важно разобраться в том, что он говорит и делает. Помимо ответа вы получите искреннюю благодарность за интерес, а значит, синаптическая связь уточнения с позитивными эмоциями окрепнет.

Работаем с негативными установками

Всем нам важно быть эффективными и компетентными, а недопонимание снижает шансы в этом преуспеть. Давайте посмотрим, что можно противопоставить природе нашего мозга и давлению социума.

Первый шаг — осознать проблему. Ответьте себе на два вопроса: почему мне сложно переспросить? зачем прояснять ситуацию?

Важно заметить и признать свои страхи и неконструктивные установки. Подумайте, чего именно боитесь. Что на самом деле произойдет, если переспросить? Какой случай из прошлого напоминает эту ситуацию? Чей предостерегающий или нравоучительный голос слышен в голове?

Не стоит ругать и корить себя за страх: так психика пытается защитить нас. Отнеситесь к этому с пониманием и благодарностью, а после трезво взвесьте риски: что в конкретной ситуации важнее — сохранить лицо или во всем разобраться.

Когда — и если — вы решите, что прояснить вопрос важно и нужно, переходите к следующему шагу.

Второй шаг — найти подходящие слова. Ответьте себе на вопрос: как переспросить, какие слова и смыслы подобрать, чтобы выяснить нужное и при этом сохранить лицо?

Обыграйте стереотипы с юмором

— Уже и самой смешно, но я не до конца поняла. Как, значит, нужно?…

В ответ человеку, скорее всего, не захочется поддерживать вашу самоиронию. Он скажет: нет, ну что вы, все нормально. И будет прав, потому что прояснять — это и правда нормально.

Перефразируйте

— Мам, то есть ты имеешь в виду, что…

Если вы в целом поняли сказанное, но в деталях не уверены, используйте технику перефразирования и обобщения. Проговорите, как вы поняли собеседника. В ответ он либо подтвердит верность ваших предположений, либо исправит неточность.

Поделитесь своими чувствами

— Паша, мне очень неловко, но, кажется, я все еще не понял…

Нет ничего стыдного в том, чтобы обозначить свои эмоции, прежде чем переспросить.

Используйте невербальные сигналы

— Паша, мне очень неловко, но, кажется, я все еще не понял…

Кроме речи, есть еще один способ дать понять человеку, что требуются дополнительные разъяснения, — мимика и язык тела. Выражения интереса и непонимания понятны всем. Посмотрите собеседнику в глаза и покажите, что у вас остались вопросы. Можно усилить выражение лица характерным движением руки — например, протянув ее.

Когда точно стоит переспрашивать и как это делать

На учебе

— Мне правда интересна тема. Не могли бы вы объяснить этот момент еще раз? Хочу убедиться, что все понял правильно.

На работе

— Спасибо, что презентовали все так обстоятельно, коллеги. Увы, не думаю, что до конца поняла детали. Не могли бы вы повторить вот эту часть? Спасибо за ваше терпение и опыт!

При получении инструкций

— Хочу убедиться, что смогу выполнить задание корректно и с первого раза. У нас же нет времени переделывать, правда? Можете повторить последовательность? Я зафиксирую.

В разговорах с друзьями или семьей

— Мам, я не уверена, что до конца поняла твою точку зрения. Можешь еще раз объяснить? Я тебя люблю и очень ценю твой опыт.

При обсуждении деликатных или эмоциональных тем

— Хочу убедиться, что правильно понимаю твои чувства. Можешь еще раз объяснить, в чем дело?

Если вы делаете что-то впервые

— Я очень хочу научиться. Не могли бы вы показать еще раз, как это сделать? Спасибо, вы так мне поможете.

У врача

— Спасибо, доктор. Но не могли бы вы объяснить еще раз, попроще? Хочу разобраться, чтобы выполнить инструкции.

Разговаривая с клиентом

— Не могли бы вы прояснить это еще раз? Хочу быть уверен, что принимаю правильное решение в ваших интересах.

Обсуждая финансы

— Я хочу принимать обоснованные решения. Не могли бы вы еще раз объяснить все условия? Так я смогу полностью понимать и выгоду, и последствия.