Еще в начале прошлого века доступ к образованию, особенно высшему, был у совсем небольшого количества женщин. И причины этого уходят далеко в прошлое — в Средние века и даже античность. Чтобы разобраться, как менялись подходы к обучению женщин в разные периоды, T&P подготовили ретроспективу женского образования в Европе и России.
Европа
Античность
В этот период женское образование было на втором плане. В Древней Греции, по крайней мере в Афинах, большинство девочек если и получали образование, то домашнее, даже если происходили из состоятельных семей. Школы предназначались в основном для мальчиков — в конце концов, мужчины, а не женщины, считались гражданами и могли принимать решения.
Девочек скорее готовили к семейной жизни, чем давали образование в современном понимании. Они учились танцевать, петь, готовить, ткать, прясть и шить. Историки считают, что девочки также изучали литературу и математику. Но, поскольку документальных свидетельств о жизни женщин в Древней Греции сохранилось не так много, оценить их образовательный опыт более детально сложно.
Были и исключения — прежде всего гетеры. Они часто были более образованы, чем другие женщины, поскольку от них ожидали утонченных бесед. Некоторые гетеры, например Аспасия, спутница афинского политического деятеля Перикла, внесли большой вклад в развитие греческой культуры, в том числе философии.
В Древнем Риме ситуация была немного другой. Источников, которые позволили бы разобраться в реальном положении дел, здесь тоже недостаточно. Но судя по всему девочки и мальчики из богатых семей учились дома, из менее состоятельных — ходили в школу. Таким образом, базовые знания — умение читать, писать и считать — все дети могли получать вместе. Но женщины обычно на этом и останавливались — предполагалось, что они будут заниматься домом, хотя начитанность и образованность в целом поощрялись. Те, кто происходил из высших слоев общества, имели больше возможностей продолжить обучение.
В то же время женщины из небогатых семей осваивали прикладные профессии, чтобы заработать на жизнь. Они могли быть врачами, счетоводами, повитухами, учительницами и так далее. Авторы книги «Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме» Даниэль Гуревич и
«Уровень женского образования зависел от традиций семьи (насколько она отдавала предпочтение нравственному воспитанию девочки и ее подготовке к роли матери семейства), от желания семьи приобрести таким образом престиж в обществе, а может быть, даже и ввести свою дочь в мир политики. Те, кто держался древних обычаев (mos maiorum), были в этом смысле очень осторожны, чтобы образованная дочь как-нибудь не встала на ноги самостоятельно».
Средние века
Как отмечает в книге «Средневековье в юбке» историк Екатерина Минашенкова, в Средние века женское образование как таковое воспринималось неоднозначно. С одной стороны, оно казалось попросту ненужным — ведь женщина должна заниматься домом и детьми. Такую позицию разделял, например, Филипп Новарский, рыцарь, философ и политический деятель. Он считал, что девушек не следует учить читать и писать, только если они не собираются стать монахинями: лишние знания подталкивают к греху.
С другой стороны, быт диктовал свои условия. Жены торговцев могли вести дела, когда мужья уезжали, жены ремесленников следили за мастерскими, пока мужья болели — и для всего этого умение хотя бы читать, считать и писать было крайне полезным. А еще желательно бы разбираться в профессии мужа, пусть и на минимальном уровне. Кроме того, не стоит забывать о вдовах — они могли унаследовать имущество или земли мужа (если происходили из знатного сословия), и всем этим тоже надо было управлять.
В результате женское образование все-таки было, и не на таком плохом уровне, как принято считать. Городские девочки учились читать и писать, иногда даже в школах, а не дома. Если семья хотела, чтобы девочка продолжила учиться, и могла себе это позволить, то после начального образования нанимали учителей. Кроме того, девочки могли изучать основы ремесел, которыми занимались в их семье.
В знатных и состоятельных семьях, конечно, все обстояло немного иначе. В зависимости от сословия к женщинам были определенные требования, и образование было направлено на то, чтобы научить им соответствовать.
Например, дочь купца должна была уметь управлять хозяйством, готовить, шить, вести домашнюю бухгалтерию. А вот от дочери аристократа ждали, что она будет знать иностранные языки, разбираться в дипломатии и литературе, генеалогии, политике, искусстве. Исходя из таких ожиданий и выстраивалось обучение. Оно было не только домашним: девочек также могли временно отправлять в монастыри и обучать там.
Новое и Новейшее время
В XVII веке необходимость женского образования была очевидной — оставался вопрос, каким оно должно быть. Как и раньше, взгляды на это разнились: надо ли девочкам изучать науки и искусство наравне с мальчиками или достаточно воспитания и базовых навыков, ведь их задача — заниматься домом.
Например, основоположник педагогики Ян Амос Коменский (1592–1670) считал, что в обучении необходимо полное равенство, поскольку мать — это первая наставница ребенка, а значит, должна быть хорошо образованна. Другая точка зрения была у Франсуа Фенелона (1651–1715), богослова, педагога и писателя. Он полагал, что девочки должны учиться чтению и письму, рукоделию, музыке, основам математики и латыни, поскольку это язык церкви. Такое образование должно было дать все навыки для управления хозяйством и воспитания ребенка, а также развить нравственность.
В этот период начали появляться женские школы и пансионы. Например, во Франции маркиза де Ментенон открыла пансион недалеко от Парижа, в селе Сен-Сир, где девочки из обедневших знатных семей получали образование по принципам Фенелона. К высшему образованию доступ по-прежнему был ограничен — его получали лишь единицы, и то с большим трудом. Так, во второй половине XVII века Елена Пископия, одна из самых образованных женщин своего времени, пыталась получить докторскую степень по богословию — но ей отказали, поскольку женщины не должны были его изучать. Тем не менее Елена смогла получить степень по философии — и стала первой женщиной в мире, которой это удалось.
В XVIII и XIX веках женских учебных заведений становилось все больше. Теперь это были не только школы, но и колледжи. А со второй половины XIX века некоторые университеты стали разрешать женщинам посещать лекции и даже учиться наравне с мужчинами.
Наконец, в XX веке высшее и среднее образование для женщин постепенно становится всеобщим и мало чем отличается от мужского. Правда, не во всех европейских странах это произошло быстро. Например, в Кембриджском университете до 1947 года женщинам были доступны не все ученые степени, а некоторые университеты из Лиги Плюща не принимали женщин — или активно этому сопротивлялись — до 1960–1970-х годов.
Россия
О том, как было устроено женское образование в допетровские времена, известно немного. Однако есть сведения, что в 1086 году княжна Анна, дочь князя Всеволода Ярославича, основала при Андреевском монастыре в Киеве школу для девочек. Здесь изучали Закон Божий, учились читать, писать, петь и рукодельничать.
При Петре Первом женскому образованию стали уделять больше внимания. Для дворянских семей это стало важным в том числе из-за ассамблей — светских мероприятий, в которых женщины тоже участвовали. Стали приглашать учителей, и девушки осваивали танцы, музыку, светские манеры. Кроме того, указом от 1724 года Петр Первый предписал монахиням заботиться об осиротевших мальчиках и девочках и учить их грамоте, а девочек еще и рукоделию. Наконец, в этот же период появились частные школы, где девочек учили читать и писать, — правда, их было очень мало.
Во второй половине XVIII века для девушек из знатных семей стали создавать пансионы, где преподавали в основном иностранцы. Кроме того, при Елизавете Петровне появились школы, где девушек обучали акушерскому делу. Но все же образование оставалось прежде всего домашним. Ситуация изменилась благодаря Екатерине II.
В 1764 году императрица открыла специализированное учебное заведение для девочек — Смольный институт благородных девиц. В Смольном учились дочери дворян, как богатых, так и обедневших, офицеров и священнослужителей. Кроме того, при институте было создано Мещанское училище, где девушки могли получить профессию учительницы или воспитательницы. Это помогло частично решить проблему нехватки преподавателей — иностранцы, которых нанимали знатные семьи, на самом деле часто были не слишком хорошо образованы.
Женских пансионов становилось все больше, но они по-прежнему были доступны прежде всего девушкам из знатных семей. В середине XIX века такая ситуация с женским образованием уже не отвечала реалиям жизни. При Александре II в губернских городах стали создавать женские школы, программа в которых была приближена к гимназической, а в провинциях появились женские училища. Наконец, с 1860 года женщины получили возможность посещать университетские лекции в качестве вольнослушательниц. Правда, с 1863 года эта практика почти исчезла.
В 1880–1890-х годах стали появляться специальные программы для женщин — например, в 1897 году в
Следующие значительные перемены пришли с революцией 1905 года. В это время активно открывались женские курсы с программами, которые в некоторых случаях приравнивались к университетским. В 1918 году отменили раздельное обучение мальчиков и девочек в школах, а в 1920-х женщин начали свободно принимать в университеты.
Комментарии
Комментировать