Детские мультфильмы часто снимают так, чтобы их было интересно смотреть и взрослым. И советских мультфильмов это тоже касается: в них есть скрытые смыслы, которые детям не так уж просто заметить. Вместе с Иваном Шевченко разбираемся в тайнах и подтекстах культовых мультиков — от «Винни-Пуха» до «Трое из Простоквашино».

Иван Шевченко

Эксперт по закупке контента видеосервиса Movix

Почему взрослые любят мультфильмы?

Психолог Анастасия Ивкина называет несколько причин.

Первая и самая очевидная — мультфильмы возвращают в детство, к ощущениям, которые мы тогда испытывали. У многих из нас просмотр ассоциируется с чем-то приятным из тех времен.

Вторая причина: символы, заложенные в мультфильмах, влияют на наше бессознательное. Детские, казалось бы, картины оказывают терапевтический эффект и вызывают сильные эмоции у взрослых.

Третья причина: жанр мультипликации близок нашему внутреннему ребенку. Мультфильмы — это способ с ним общаться, удовлетворять его потребности.

В то же время при просмотре происходит контакт с внутренним взрослым. Вот почему желание пересматривать любимые мультфильмы абсолютно естественное. На первый взгляд кажется, что они созданы для детей. Но многие картины имеют серьезный подтекст, который поймут только взрослые.

О чем на самом деле советские мультфильмы?

«Ну, погоди!»

Кадр из мультфильма «Ну, погоди!»

Кадр из мультфильма «Ну, погоди!»

Годы: 1969–2017
Режиссеры: Вячеслав Котеночкин, Владимир Тарасов, Алексей Котеночкин

Сперва кажется, что смысл мультфильма прост: злой Волк хочет поймать доброго Зайца и попадает в комичные ситуации. Но настоящий смысл становится очевидным, если присмотреться к характерам персонажей, их поведению.

Волк — безработный хулиган с вредными привычками, который не нашел места в обществе. Заяц — его противоположность. Прилежный гражданин, культурный и воспитанный, посещает выставки, занимается спортом.

Так нам раскрывают идею социального конфликта между интеллигенцией (Зайцем) и рабочим классом (Волком). При этом режиссер показывает стремление рабочего класса прикоснуться к жизни высшего общества. Это ярко прослеживается в 10 серии, где Волку снится сон — в нем он примеряет на себя роль Зайца.

Помимо этого, в мультфильме есть несколько «пасхалок». Например, эпизод с выбором арбуза отсылает к фотографии 1968 года с актерами Евгением Моргуновым и Олегом Поповым. А серия про телестудию — к группе The Beatles и «Трем мушкетерам».

«Винни-Пух»

Кадр из мультфильма «Винни-Пух»

Кадр из мультфильма «Винни-Пух»

Год: 1969
Режиссеры: Федор Хитрук, Геннадий Сокольский

Это история не только о дружбе. Есть версия, что серия мультфильмов про Винни — сатира и критика советской жизни в коммунальных квартирах.

Персонажи представляют типичные типажи людей времен СССР. Винни-Пух предстает перед нами как алчный тунеядец, который хочет получать удовольствие (мед) всеми возможными способами, включая манипуляции. Пятачок — как трус, неспособный себя защитить. Кролик — как интеллигент, которого раздражают нахлебники.

Показательный эпизод: за столом Винни-Пух закрывает Пятачку рот. Это ли не критика типичного советского тунеядца, который не хочет принимать другой образ жизни и слушать иное мнение?

Также существует теория, что персонажи мультфильма олицетворяют разные психические расстройства. Винни-Пух — расстройство пищевого поведения, Пятачок — тревожное, ослик Иа — депрессивное, Кролик — обсессивно-компульсивное.

«Малыш и Карлсон»

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»

Год: 1968
Режиссер: Борис Степанцев

Чему нас учат герои мультфильма? Быть добрыми, уметь дружить и протягивать руку помощи тем, кто нуждается. Но если посмотреть на эту историю под другим углом, то можно увидеть, что Карлсон — альтер-эго Малыша.

В самом начале нам показывают, что у мальчика развито воображение. Например, машины кажутся ему животными. Малышу ничего не мешало придумать свою полную противоположность — несуществующего мужчину с пропеллером на спине. Карлсон говорит и делает то, что Малышу нельзя, но очень хочется.

Эту теорию подтверждает и тот факт, что Карлсона никто не видит. Конечно, за исключением самого Малыша и чудаковатой фрекен Бок.

«Трое из Простоквашино»

Кадр из мультфильма «Каникулы в Прост...

Кадр из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»

Год: 1978
Режиссер: Владимир Попов

Почему мальчика зовут Дядя Федор и зачем он решил переехать в пустую деревню? Вы наверняка задавались этими вопросами еще в детстве.

Ответ прост: главный герой символизирует протест против контроля со стороны родителей. Мальчику всего 6 лет, но он рассуждает как зрелый человек и даже умеет готовить. Поэтому он стремится к независимости. Мама строго его контролирует — и Дядя Федор переезжает в деревню, где нет поучающих взрослых.

Эдуард Успенский, по книге которого снят мультфильм, подтверждал эту теорию: «Дядя Федор — идея под девизом “Давайте детям больше свободы!”. Я проповедовал там веру в то, что ребенок более приспособлен к жизни, чем часто считают его родители».

Есть также теория, что Дядя Федор — психологически нездоровый взрослый мужчина, а говорящие кот и пес лишь голоса в его голове. Иначе почему почтальон Печкин не понимает действий мальчика и крутит пальцем у виска, а родители говорят, что переживают о его здоровье?

Вы могли заметить, что облик главного героя менялся от мультфильма к мультфильму. Это не еще один скрытый смысл. Дело в том, что во время работы над второй частью, «Каникулы в Простоквашино», к проекту присоединился еще один художник-мультипликатор. Поэтому не только Дядя Федор, но и другие персонажи стали выглядеть по-другому.

«Ежик в тумане»

Кадр из мультфильма «Ежик в тумане»

Кадр из мультфильма «Ежик в тумане»

Год: 1975
Режиссер: Юрий Норштейн

Этот мультфильм наделяют по-настоящему философским смыслом. В самом простом сюжете мы видим путешествие главного героя между реальным и загробным миром.

Перед тем как зайти в лес, Ежик встречает белых бабочек. В Азии они символизируют смерть, а в христианстве — перерождение. Дальше на пути главного героя появляется дуб (отсылка к мировому древу Иггдрасиль), лошадь (у древних славян она служила символом смерти и воскресения), собака (Цербер, который охраняет царство Аида).

В конце мультфильма Ежик выходит из реки, перерождается и получает новые знания. Мы видим, что в финальной сцене, в разговоре с Медвежонком, главный герой задумчив, его взгляд изменился.

Можно сказать, что мультфильм отсылает к «Божественной комедии» Данте. Это частично доказывает эпизод, произошедший на обсуждении «Ежика в тумане». У режиссера спросили, почему для экранизации он выбрал такую простую сказку. В ответ он зачитал первые строки «Комедии».

Мультики помогают нам улучшить контакт и с внутренним ребенком, и с внутренним взрослым. Если вам захотелось пересмотреть детские мультфильмы, прислушайтесь к этому желанию. Возможно, это лучший способ позаботиться о себе прямо сейчас.