Детские мультфильмы часто снимают так, чтобы их было интересно смотреть и взрослым. И советских мультфильмов это тоже касается: в них есть скрытые смыслы, которые детям не так уж просто заметить. Вместе с Иваном Шевченко разбираемся в тайнах и подтекстах культовых мультиков — от «Винни-Пуха» до «Трое из Простоквашино».
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/068/200/image/base_fe7ff9bd41.jpg)
Иван Шевченко
Эксперт по закупке контента видеосервиса Movix
Почему взрослые любят мультфильмы?
Психолог Анастасия Ивкина называет несколько причин.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/068/197/image/base_b289c51ded.jpg)
Первая и самая очевидная — мультфильмы возвращают в детство, к ощущениям, которые мы тогда испытывали. У многих из нас просмотр ассоциируется с
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/068/198/image/base_29da3ef16f.jpg)
Вторая причина: символы, заложенные в мультфильмах, влияют на наше бессознательное. Детские, казалось бы, картины оказывают терапевтический эффект и вызывают сильные эмоции у взрослых.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/068/199/image/base_fbe555836b.jpg)
Третья причина: жанр мультипликации близок нашему внутреннему ребенку. Мультфильмы — это способ с ним общаться, удовлетворять его потребности.
В то же время при просмотре происходит контакт с внутренним взрослым. Вот почему желание пересматривать любимые мультфильмы абсолютно естественное. На первый взгляд кажется, что они созданы для детей. Но многие картины имеют серьезный подтекст, который поймут только взрослые.
О чем на самом деле советские мультфильмы?
«Ну, погоди!»
![Кадр из мультфильма «Ну, погоди!» Кадр из мультфильма «Ну, погоди!»](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/068/192/image/base_19e9ab5966.jpg)
Кадр из мультфильма «Ну, погоди!»
Годы: 1969–2017
Режиссеры: Вячеслав Котеночкин, Владимир Тарасов, Алексей Котеночкин
Сперва кажется, что смысл мультфильма прост: злой Волк хочет поймать доброго Зайца и попадает в комичные ситуации. Но настоящий смысл становится очевидным, если присмотреться к характерам персонажей, их поведению.
Волк — безработный хулиган с вредными привычками, который не нашел места в обществе. Заяц — его противоположность. Прилежный гражданин, культурный и воспитанный, посещает выставки, занимается спортом.
Так нам раскрывают идею социального конфликта между интеллигенцией (Зайцем) и рабочим классом (Волком). При этом режиссер показывает стремление рабочего класса прикоснуться к жизни высшего общества. Это ярко прослеживается в 10 серии, где Волку снится сон — в нем он примеряет на себя роль Зайца.
Помимо этого, в мультфильме есть несколько «пасхалок». Например, эпизод с выбором арбуза отсылает к фотографии 1968 года с актерами Евгением Моргуновым и Олегом Поповым. А серия про телестудию — к группе The Beatles и «Трем мушкетерам».
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
«Винни-Пух»
![Кадр из мультфильма «Винни-Пух» Кадр из мультфильма «Винни-Пух»](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/068/193/image/base_32cc620d9d.jpg)
Кадр из мультфильма «Винни-Пух»
Год: 1969
Режиссеры: Федор Хитрук, Геннадий Сокольский
Это история не только о дружбе. Есть версия, что серия мультфильмов про Винни — сатира и критика советской жизни в коммунальных квартирах.
Персонажи представляют типичные типажи людей времен СССР. Винни-Пух предстает перед нами как алчный тунеядец, который хочет получать удовольствие (мед) всеми возможными способами, включая манипуляции. Пятачок — как трус, неспособный себя защитить. Кролик — как интеллигент, которого раздражают нахлебники.
Показательный эпизод: за столом Винни-Пух закрывает Пятачку рот. Это ли не критика типичного советского тунеядца, который не хочет принимать другой образ жизни и слушать иное мнение?
Также существует теория, что персонажи мультфильма олицетворяют разные психические расстройства. Винни-Пух — расстройство пищевого поведения, Пятачок — тревожное, ослик Иа — депрессивное, Кролик — обсессивно-компульсивное.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
«Малыш и Карлсон»
![Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон» Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/068/194/image/base_e9d4afa73f.jpg)
Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»
Год: 1968
Режиссер: Борис Степанцев
Чему нас учат герои мультфильма? Быть добрыми, уметь дружить и протягивать руку помощи тем, кто нуждается. Но если посмотреть на эту историю под другим углом, то можно увидеть, что Карлсон — альтер-эго Малыша.
В самом начале нам показывают, что у мальчика развито воображение. Например, машины кажутся ему животными. Малышу ничего не мешало придумать свою полную противоположность — несуществующего мужчину с пропеллером на спине. Карлсон говорит и делает то, что Малышу нельзя, но очень хочется.
Эту теорию подтверждает и тот факт, что Карлсона никто не видит. Конечно, за исключением самого Малыша и чудаковатой фрекен Бок.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
«Трое из Простоквашино»
![Кадр из мультфильма «Каникулы в Прост... Кадр из мультфильма «Каникулы в Прост...](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/068/195/image/base_015cb3e4ff.jpg)
Кадр из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»
Год: 1978
Режиссер: Владимир Попов
Почему мальчика зовут Дядя Федор и зачем он решил переехать в пустую деревню? Вы наверняка задавались этими вопросами еще в детстве.
Ответ прост: главный герой символизирует протест против контроля со стороны родителей. Мальчику всего 6 лет, но он рассуждает как зрелый человек и даже умеет готовить. Поэтому он стремится к независимости. Мама строго его контролирует — и Дядя Федор переезжает в деревню, где нет поучающих взрослых.
Эдуард Успенский, по книге которого снят мультфильм, подтверждал эту теорию: «Дядя Федор — идея под девизом “Давайте детям больше свободы!”. Я проповедовал там веру в то, что ребенок более приспособлен к жизни, чем часто считают его родители».
Есть также теория, что Дядя Федор — психологически нездоровый взрослый мужчина, а говорящие кот и пес лишь голоса в его голове. Иначе почему почтальон Печкин не понимает действий мальчика и крутит пальцем у виска, а родители говорят, что переживают о его здоровье?
Вы могли заметить, что облик главного героя менялся от мультфильма к мультфильму. Это не еще один скрытый смысл. Дело в том, что во время работы над второй частью, «Каникулы в Простоквашино», к проекту присоединился еще один художник-мультипликатор. Поэтому не только Дядя Федор, но и другие персонажи стали выглядеть по-другому.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
«Ежик в тумане»
![Кадр из мультфильма «Ежик в тумане» Кадр из мультфильма «Ежик в тумане»](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/068/196/image/base_6a425e4a8b.jpg)
Кадр из мультфильма «Ежик в тумане»
Год: 1975
Режиссер: Юрий Норштейн
Этот мультфильм наделяют по-настоящему философским смыслом. В самом простом сюжете мы видим путешествие главного героя между реальным и загробным миром.
Перед тем как зайти в лес, Ежик встречает белых бабочек. В Азии они символизируют смерть, а в христианстве — перерождение. Дальше на пути главного героя появляется дуб (отсылка к мировому древу Иггдрасиль), лошадь (у древних славян она служила символом смерти и воскресения), собака (Цербер, который охраняет царство Аида).
В конце мультфильма Ежик выходит из реки, перерождается и получает новые знания. Мы видим, что в финальной сцене, в разговоре с Медвежонком, главный герой задумчив, его взгляд изменился.
Можно сказать, что мультфильм отсылает к «Божественной комедии» Данте. Это частично доказывает эпизод, произошедший на обсуждении «Ежика в тумане». У режиссера спросили, почему для экранизации он выбрал такую простую сказку. В ответ он зачитал первые строки «Комедии».
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Мультики помогают нам улучшить контакт и с внутренним ребенком, и с внутренним взрослым. Если вам захотелось пересмотреть детские мультфильмы, прислушайтесь к этому желанию. Возможно, это лучший способ позаботиться о себе прямо сейчас.
Комментарии
Комментировать