Кукла Барби — настоящий культурный феномен. Игрушка, принесшая компании Mattel мировую славу и многомиллионные выручки с первых дней существования стала сильным брендом, а также заняла центральное место в молодежной и популярной культуре. Намного позже образ стройной блондинки стали ассоциировать с капитализмом и объективацией женщин. Разбираемся, как эволюционировал образ Барби сквозь десятилетия.
Как появилась кукла Барби
История появления Барби ни для кого не секрет — Рут Хендлер, жена основателя фирмы Mattel Эдварда Хендлера, в 1959 году предложила дизайн куклы, изображавшей взрослую девушку. Имя игрушке было дано в честь дочери Рут и Эдварда — Барбары. Сперва компания отнеслась скептически к идее создавать кукол, изображавших вполне себе взрослых сформированных женщин, но уже в первый год своего существования Барби стала одной из самых продаваемых игрушек. Но эта история, как культурный взрыв, произошла на фоне многочисленных изменений, копившихся в американском (и не только) обществе.
Чтобы полнее понять картину, в которой на первый план вышла Барби, нужно в целом осознать, как обстояли дела в мире детства и игрушек, в частности, кукол для девочек. Итак, до двадцатого века, в целом, концепция родительства несколько отличалась от современной. Особенно, в среднем классе. Дети рождались в большом количестве из-за высокой детской смертности, с ранних лет начинали помогать по хозяйству, занимались воспитанием младших братьев и сестер, работали, как только это становилось возможным. Концепции материнства, в котором женщина занималась развитием детей, нравственным, интеллектуальным или эмоциональным тоже не были слишком распространены. Женщинам среднего класса нужно было поддерживать дом в чистоте и порядке и, если появлялась такая возможность, работать. А женщины высших слоев общества могли позволить себе не заниматься такой утомительной вещью, как воспитание, вскоре после рождения они могли оставить детей на нянь и гувернанток.
Сегодня это звучит цинично, но еще сто лет назад отношение к материнству просто было другим. Главной целью женщины, по мнению общества, было замужество. Миссия считалась успешно выполненной, если брак повышал социальный статус и давал финансовую защищенность. При этом, вопросы всего, что происходило после произнесения брачных клятв, обсуждались практически в последний момент — если повезет. Это было как дополнение к договору, прописанное микроскопическим шрифтом. И сегодня, анализируя воспоминания женщин той эпохи, можно понять, что даже многодетные матери из самых привилегированных слоев общества, были абсолютно не подготовлены к материнству. Например, королева Виктория, вообще считала младенцев отвратительными, хотя она сама стала матерью девятерых.
Осознанный переход от ролевой модели жены к роли матери произошел уже в двадцатом столетии, и он отобразился на игрушках. Конечно, тенденция началась во «взрослом мире», когда активно начали защищать права трудящихся, началась эмансипация женщин, и у самих женщин появилась возможность взаимодействовать с детьми как с детьми, а не маленькими взрослыми. Появилась культура детства. И это перенеслось на игрушки — в 1910-х годах появились куклы-пупсы. Сперва они были довольно дорогими, до двадцатого века кукла была очень ценным предметом и редко рассматривалась как игрушка. Лица, головы и ноги делались из фарфора, ну как такое дать ребенку? Но к двадцатому столетию появились новые материалы, стали популярны целлулоидные куклы — они были и дешевле, и ударопрочнее. И девочки из семей любого уровня достатка могли позволить себе играть в
Популярность таких кукол сохранялась вплоть до 1950-х годов. Целлулоидные пупсы и
Кукла Барби как дух времени
Барби действительно отличалась от своих предшественниц. Не только ярко выраженными формами, тяжелым макияжем и интересными костюмами, эта кукла продавалась сразу с историей. У нее было не только имя, но и интересы. Сами создатели описывали Барби как интеллигентную, ценящую дружбу девушку, самостоятельную и при этом очаровательно романтичную. Это, кстати, отчасти перекликалось с образом Мерилин Монро, сотканным из противоречий, когда традиционные ценности чудесным образом уживались с веяниями нового времени: эмансипацией женщин, расширением гендерных ролей. Женщина уже переставала быть элементом «Американской мечты» — дом, семья, жена, отображающая успех мужчины, как монитор.

У Барби был свой дом, своя машина, свои наряды и профессии. С 1960 года Барби стала «осваивать» различные роды деятельности: она была и балериной, и медсестрой, и
Все эти «легенды» — имена, истории, биографии игрушек делали пластиковых кукол все более реальными. И это еще одна сторона феномена, когда кукла стала не просто игрушкой, а персонажем. Поэтому вскоре и обсуждать куклу начали практически как живого человека. Консервативные СМИ называли ее «развращающей». В частности, из-за ярко выраженных гендерных признаков. Причем, осуждение Барби встречала как за пределами США — например, в России часто говорили о том, что игрушка навязывает «американские ценности» — так и внутри страны. Причем, осуждали образ куклы как феминистки, утверждавшие, что кукла создает неверное представление об образе женщины, так и родители. Одной из самых мощных волн возмущения стала Барби 1992 года — эта кукла могла говорить, и в динамик были записаны фразы: «Я люблю шоппинг!» и «Математика — это сложно». Родители возмущались, что кукла таким образом навязывает потребительский образ жизни.
Разросшийся маркетинг бренда и обилие сопутствующих товаров действительно укрепили капиталистический образ Барби. Дополнительные наряды и аксессуары, дома и машины, созданные специально для куклы, повторяли мотивы общества потребления.
Возмущение вызывала и фигура Барби. По различным оценкам возведенной в эталон блондинке не хватало от 17 до 22 процентов веса, чтобы быть здоровой. Тем не менее, ярко выраженная талия действительно становилась объектом вожделения многочисленных девочек и девушек, садившихся на строгие диеты и даже совершавших пластические операции, чтобы приблизиться к идеальному образу. Хотя изначально не сама Барби являлась эталоном — выразительные формы были позаимствованы у предшественницы, куклы Лили, выпущенной в 1955 году на основе комиксов в стиле пин-ап. Эта отсылка, ставшая визитной карточкой, только добавила Барби очков зла. Настолько, что маниакальное стремление женщин и девушек выглядеть идеально стало называться «Синдромом Барби».
«Барби» Греты Гервиг
Фильм Греты Гервиг только вышел, но уже бьет рекорды в
За годы своего существования Барби сменила столько образов и личин, что начинает задумываться о поиске себя. И, как в классическом, описанном Кэмпбеллом путешествии героя, отправляется в реальный мир, чтобы узнать правду. В частности, правду о себе и своей роли в жизни нескольких поколений девушек и женщин. Картина Гервиг вытаскивает на первый план как стереотипы о женской роли и женственности в современном обществе, так и дает пищу для размышлений об обществе потребления. Вместе со зрителями Барби в своем путешествии узнает, что секрет счастья — не в том, чтобы быть идеальной, а в том, чтобы быть собой и принимать себя во всех аспектах.
Комментарии
Комментировать