Сегодня геймификация используется практически повсеместно, и люди сталкиваются с ней, даже если на их смартфонах не установлено ни одной игры. Совершенно не задумываясь об этом, мы часто встречаемся с визуальными сигналами, указывающими на наш прогресс, влияние, а иногда и на вознаграждение, при использовании большинства современных продуктов и услуг. Одновременно с этим геймификация является мощным инструментом электронного обучения, который часто используется для повышения вовлеченности. Разобрались, каким образом игровые механики меняют современное электронное образование и как их можно использовать для улучшения разработки обучения персонала.

Профессиональное развитие прошло долгий путь от 45-минутных презентаций PowerPoint до гибкого обучения исходя из потребностей, где угодно и когда угодно. И геймификация в электронном обучении — один из самых передовых способов сделать его более эффективным и увлекательным. И, скажем прямо, чуть более веселым. Однако нужно иметь в виду, что геймификация в обучении успешна ровно настолько, сколько часов было потрачено на ее планирование.

Геймификация — это добавление игровой механики в процесс, чтобы сделать его более привлекательным и мотивировать человека на завершение и/или повторение действия

Нужно понимать, что речь не идет о создании игр для бизнеса или обучения, как не идет она и о создании чего-либо с нуля. Скорее речь идет об усилении эффекта от уже существующего процесса. Цель геймификации — повлиять на поведение и вознаградить за участие.

Геймификация в повседневной жизни

Как уже упоминалось, геймификация используется в повседневной жизни, и многие даже не осознают этого. Скажем, бонусная карта в магазине с постепенно открывающимися уровнями скидок — это элемент геймификации. Помимо карт лояльности с очками, геймификация — это шкала заполненности вашего профиля на сайте, которая побуждает внести более подробную информацию, или же яркая статистика и достижения в вашем любимом фитнес-приложении, которые дают четкие индикаторы о вашем прогрессе и поощряют дальнейшее использование.

Вся эта механика апеллирует к нашей соревновательной натуре и страстному желанию коллекционировать, присущим большинству людей (да, даже одетые в костюмы, отчасти мы все те же «охотники-собиратели»). Настоящий вопрос в том, какова реальная ценность механики геймификации.

Электронное обучение: геймификация

Многие организации, не связанные напрямую с играми, обратили внимание на то, как игровые механики могут быть использованы в их собственных отраслях, и, конечно, это особенно верно в отношении индустрии электронного обучения (eLearning).

Геймификация в электронном обучении может быть очень эффективной

Исследование, проведенное в Университете Колорадо, показало, что, если люди обучаются с использованием геймификации, в результате при оценке их навыков и знания фактов они получают более высокие баллы. Использование геймификации на рабочем месте также улучшает показатели удержания.

Хотя обычно они лишь поддерживают мотивацию к выполнению задачи и не являются единственной движущей силой, перед любыми механиками геймификации всегда стоит ряд целей. В электронном обучении это мотивировать учащегося завершить свои курсы в рамках общей программы обучения. Игровые элементы помогают сделать этот процесс более плавным для организации и более увлекательным для учащегося: правильно проведенная геймификация электронного обучения придаст учащемуся импульс непрекращающегося движения за счет достижений.

К основным средствам обучения персонала и элементам геймификации в eLearning относятся:

  • Начисляемые очки

  • Знаки отличия

  • Повышающиеся уровни

  • Таблицы лидеров

Другие элементы геймификации в обучении включают:

  • конкуренцию — учащиеся могут соревноваться против самих себя, игры или других учащихся;

  • игры — вместо прямых фактов и данных в геймификации используется игровой подход к решению проблем;

  • сюжет — в некоторых случаях для обучения используются специальные истории с пользователем, встроенные в программу обучения.

Желаемые результаты от них следующие:

  • мотивация и вовлечение учащихся

  • помощь в создании здоровой конкуренции

  • акцентирование и напоминание о поставленных целях

Когда компания создает программу электронного обучения, она может использовать геймификацию в качестве еще одного способа увеличить общее принятие и вовлечь как можно больше людей в образовательный процесс. Скажем, если цель — заставить учащихся регулярно взаимодействовать с обучающей платформой, почему бы не добавить достижения за ежедневное посещение? Или если необходимо продвигать важный курс, возможно, добавление большего количества очков за его прохождение замотивирует тех, кто любит оказываться в списке лидеров?

Что делает геймификацию на рабочем месте успешной

Геймификация в электронном обучении успешна настолько, насколько успешно ее планирование. Предлагаем несколько способов повысить эффективность геймификации на рабочем месте:

  1. Определите учебную цель и установите временные рамки для ее достижения. Что должны знать, понимать или делать ваши сотрудники и к какому сроку?

  2. Определите, как вы будете оценивать прогресс в достижении цели. Как именно вы узнаете, работают ли ваши геймифицированные материалы? Например, в вашей команде может быть кто-то, кто сможет измерить этот прогресс, или вы можете поработать со специалистом по обучению.

  3. Изучите своих «игроков». Будут ли они взаимодействовать с игровой средой так, как необходимо для достижения желаемого результата? Что вы можете сделать, чтобы эти два аспекта работали согласованно?

  4. Не мешайте участию. Если у сотрудников нет времени для взаимодействия с тем, что вы придумали, в этом нет никакого смысла. Дайте людям ресурсы в виде времени и пространства, чтобы они могли получить удовольствие от обучения.

Примеры успешной геймификации в бизнесе

Компания Cisco хотела, чтобы ее сотрудники стали лучше разбираться в социальных сетях. Геймификация позволила сотрудникам разного уровня участвовать в командных соревнованиях и получать сертификаты по трем уровням сертификации навыка взаимодействия с соцсетями.

Когда руководители никак не решались начать обучение лидерству, Deloitte ввела систему значков и сертификатов, чтобы мотивировать высшее руководство. Участие в обучении и показатели его завершения увеличились более чем на 50%.

Есть ли у геймификации недостатки?

Геймификация — это отличный способ дополнить стратегию электронного обучения, задействовав человеческое стремление к собирательству и конкуренции. Но, как и во всем остальном, в проведении обучения персонала нет универсального подхода, и геймификация здесь не исключение. Если элементы геймификации в корпоративном образовании слишком отвлекают от фактического контента, может потребоваться более сдержанный подход. То есть, если ваша корпоративная культура хорошо сочетается с электронным обучением в целом, но, похоже, не соответствует идее геймификации, не пытайтесь объять необъятное и выбирайте то, что работает, потому что оно работает, а не потому, что модно.

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.