В экономических отношениях мы редко полагаемся на честность друг друга. Больше доверия вызывают договоры и должностные инструкции. Когда они выполняются, мы спокойны. Но этим пользуются люди, которые склонны не следовать правилам, при этом не нарушая их в открытую, — это называется «оппортунизм». Рассказываем, что это и к чему приводит.

Что такое оппортунизм?

Оппортунизм или оппортунистическое поведение — это термин из области политологии и экономики, который подразумевает следование своим интересам, в том числе обманным путем.

Впервые его описал в 1985 году экономист Оливер Уильямсон, лауреат Нобелевской премии 2009 года.

На первый взгляд кажется, что оппортунистическое поведение — синоним мошенничества. Но мошенничество является одной из форм оппортунизма, наиболее явной. В обоих случаях поведение экономического агента подразумевает передачу своим контрагентам неверной или искаженной информации. Но оппортунизмом, как правило, на сегодняшний день называют неявное отклонение от существующих правил или их формальное исполнение.

Оппортунизм может существовать благодаря общественным нормам, стереотипам и неформальным правилам общения. Например, работодатель, нанимая на работу нового сотрудника, прописывает в регламенте или должностной инструкции рабочие часы, штраф за опоздание и перерывы на обед в соответствии с ТК РФ. Но он не может прописать, за исключением некоторых KPI, правила, которые остановят отлынивание. Например, просмотр социальных сетей на рабочем месте, пока никто не видит. Это и будет оппортунистическим поведением.

Или, например, сотрудники, которых отправили на вебинар, обязаны на нем присутствовать. И в ситуации, когда сотрудник подключается к вебинару, но отключает микрофон и камеру, также будет оппортунистическим поведением.

К чему приводит оппортунизм?

В первую очередь он ведет к появлению информационной асимметрии. Так, если компания не знает, что сотрудник отлынивает — она несет риски. А сотрудник, который не хочет, чтобы его рабочий день был зарегулирован так, что не будет времени присмотреть подарок на Новый Год на маркетплейсе, не будет раскрывать работодателю все свои характеристики.

Это может привести к развитию различных сценариев: зарегулированность в компании, когда контролируется все — от дресс-кода до глубины дыхания. Также возможна разбалансировка управленческих и экономических процессов, которые могут привести к расхождению стратегии и реальных действий.

Работа на удаленке может превратиться в сломанный телефон, курс «Конфлиты на удаленке» помогает преодолевать кризисы и недопонимания.

Иллюстрация: sameashk / Depositphotos.com