В кризис компании стараются оптимизировать расходы, а специалисты стремятся в сферы, которые могут обеспечить стабильность. Какие преимущества есть у современного FinTech и что нужно знать управленцам и программистам в сфере?

Влас Лезин
Ментор онлайн-магистратуры МФТИ и Нетологии «Финансовые технологии и аналитика», операционный директор в Инновационном центре Кремниевой долины, бывший вице-президент Goldman Sachs

Особенности FinTech
В отличие от других цифровых индустрий, FinTech имеет две особенности.
Во-первых, здесь почти не появляется новых продуктов. FinTech берет уже существующие жизнеспособные идеи и переносит в цифровой формат. Если на других рынках периодически появляются уникальные решения, которых не было ранее, такие как Uber и Airbnb, то в FinTech это редкость. В основе большинства новых продуктов лежит существующая концепция. Например, Robinhood и другие инвестиционные сервисы — это та же торговля акциями, которой уже несколько сотен лет, только в цифровой форме.
Во-вторых, эффективность работы измеряется в точных денежных показателях. Разработка FinTech-продуктов нацелена на повышение объема денежных средств в экосистеме продукта. Так, в инвестиционном сервисе Robinhood сумма вложенных пользователями средств будет напрямую отражать ценность продукта. В других сферах однозначно определить успех новой функции получится не всегда: одним пользователям Uber будет важно, что такси приехало на 20 секунд быстрее, другим — нет. А узнать это можно будет только по косвенным признакам или опросам.
Таким образом, FinTech-продукты представляют собой своего рода дистиллированную разработку — идея уже протестирована и имеет предсказуемый результат. А внимание фокусируется на прямых и понятных метриках успешности продукта. Но именно поэтому специалистам в сфере необходимо обладать знаниями на стыке финансов и технологий.
Каким должен быть FinTech-специалист сегодня
В современном FinTech создаются продукты на основе технологий как таковых. Это сервисы, нацеленные на решение задач пользователей. В отличие от инструментов первого поколения, которые делают Google, Microsoft и Apple, технологии здесь уходят на второй план. Не так важно, какой выбран язык программирования и база данных, главное — удовлетворяют ли они потребности пользователя.
Классические разработчики не так хорошо понимают потребности пользователей, а управленцы, как правило, недостаточно разбираются в технологических процессах. Поэтому в компаниях появляются целые команды с бизнес-аналитиками, проджект- и
Для создания успешных продуктов в FinTech разработчикам необходимо:
Понимать продукт. В выигрыше будут те специалисты, которые фокусируются на проблеме, а не на технологии ее решения. Они могут создавать не просто инструменты, а находить оптимальные решения потребностей клиентов и улучшать пользовательский опыт.
Обладать финансовыми и экономическими знаниями: как работает экономика, инфляция и другие аспекты, которые затрагивает продукт. Так, при создании инвестиционного сервиса разработчик должен понимать, как происходит покупка акций и какая регуляторная база существует.
Уметь задавать вопросы. Для создания решений в динамичной FinTech-среде важно, чтобы все сотрудники не просто выполняли конкретные задачи, а умели задавать правильные вопросы и проводили глубокий анализ. В целом это развитие soft skills, которые помогут видеть, как соединяются бизнес-задачи с техническими решениями.
Руководитель в FinTech должен:
Разбираться в процессах разработки. Без этих знаний он просто не будет понимать, как строится работа над продуктом, и не сможет принимать верные решения.
Знать технологические возможности**. Это позволит понять, какие процессы могут быть оцифрованы: что можно изменить, автоматизировать и ускорить. Чтобы найти оптимальное решение, недостаточно видеть проблему — нужно понимать, где ее можно решить с помощью технологий, а где стоит начать с
бизнес-процессов .Обладать знаниями программирования: любой современный менеджер должен уметь писать SQL-запрос к базе данных и знать Python или другой язык. Для понимания достаточно базового уровня: если вы знаете, как написать линейную регрессию, то сможете понять и более сложные процессы. А чтобы выполнять какие-то простые задачи, можно пользоваться no-code и
low-code платформами, которые позволяют работать с готовыми блоками и без необходимости самостоятельно писать код.
Сочетание финансовых и технических знаний становится особенно актуальным в период кризиса. Ведь когда увеличивается штат, растут и транзакционные издержки: решения принимаются дольше, а стоимость изменений в продукте становится выше. Сейчас многие компании стремятся оптимизировать расходы. Поэтому специалисты, которые совмещают знания технологий и продукта, оказываются в более безопасном положении. Они могут взять на себя больший спектр задач и становятся универсальными сотрудниками, способными закрыть собой несколько должностей.
Как меняется рынок в кризис
В кризис люди становятся более открыты к новому. Когда исчезают привычные возможности, они ищут другие решения своих проблем. Например, как только возникли сложности с международными переводами, вырос интерес к криптовалютам, которые раньше многим были просто не нужны.
Именно поэтому в кризисные времена растет вероятность появления новых продуктов. Так, Airbnb появился на пике ипотечного кризиса в США. До этого бизнес у рантье шел успешно: квартиры сдавались в долгосрочную аренду, и владельцам просто незачем было экспериментировать. Но когда жилье начало простаивать и перестало приносить прибыль, они с готовностью посмотрели на предложенный новым сервисом формат.
FinTech в таких ситуациях находится в выгодном положении: он наиболее быстро и эффективно решает первоочередные потребности клиентов. Поэтому постепенно занимает финансовый рынок — заменяет офлайн-компании и продукты, которые существовали на нем десятки лет. Так, на смену классическим банкам приходят цифровые экосистемы для торговли активами и различные финансовые сервисы. А сами банки трансформируются в экосистемы с набором финансовых решений — от вкладов и кредитов до покупок, услуг связи и доставки.
Кроме того, FinTech-компаниям проще развиваться: там, где процессы выполняются вручную, появление 10 тысяч новых клиентов потребует пропорционального увеличения количества сотрудников. А цифровизированному бизнесу для такого роста чаще всего понадобится только новый сервер.
Поэтому и в России сейчас, скорее всего, будут появляться новые продукты и альтернативные решения:
- Продолжат развиваться традиционные банки. Они будут вынуждены трансформироваться в технологическую сторону и развивать новые продукты, пытаясь таким образом оптимизировать расходы. Будут расти и небольшие компании, которые смогут разработать новые решения максимально быстро и сделают их простыми и прозрачными.
С одной стороны, изоляция рынка позволит компаниям совершить более устойчивую трансформацию и даст возможность создавать аналоги успешных западных продуктов, значительно снижая риски. С другой — высокий уровень цифровизации и большая плотность населения будут способствовать дальнейшему развитию технологических продуктов и позволят быстро масштабировать решения за счет распространения в крупных городах.
Комментарии
Комментировать