Резюме — это практически первое, что видит рекрутер при отклике на вакансию. Логично, что именно от CV зависит, как быстро вас пригласят на интервью и насколько внимательно к вам будут присматриваться. Чем качественнее проработано CV, чем больше сил потрачено на него на старте, тем выше шансы и тем меньше пройдет времени до оффера.
Просто перевести резюме с русского на английский не получится: зарубежные стандарты CV сильно отличаются от русских как в структуре и оформлении, так и в содержании. А потому стоит разобраться в структуре CV и проверить свое резюме на английском: все ли необходимые пункты отражены и верно ли они описаны. Эксперты AgileFluent рассказывают, как это сделать.
Что должно быть в грамотном CV
Правильная структура
Резюме на английском отличается от привычного формата hh-резюме. Оно короче (всего 1–2 страницы) и состоит из 5 блоков, последовательность которых нарушать не стоит: имя и контактная информация, саммари, скиллс, опыт работы, образование и дополнительная информация.
Имя и контактная информация — тут все просто. Укажите, на какую должность претендуете и как с вами связаться. Телеграм указывать не стоит — только телефон, почту и ссылку на LinkedIn.
Саммари — краткая информация о вас, буквально 3–4 строчки. Рекрутер, прочитав саммари, должен получить базовое представление о вашем опыте и областях экспертизы.
Скиллс — от этого блока зачастую зависит, пройдет ваше CV автоматический скрининг или нет. Как его наполнять? Для начала выпишите все фреймворки, подходы и стеки, которые знаете и которыми пользовались на прошлом месте. Затем посмотрите с десяток вакансий и дополните блок ключевыми словами оттуда.
Опыт работы — важно раскрыть опыт на каждом месте работы через результаты, без лишних деталей и воды. Этот блок — самый важный в резюме.
Образование — бакалавриат, магистратура, сертификаты, повышения квалификации. Стоит указать GPA, если есть чем похвалиться, но не забудьте перевести в другую систему — 4-, 9- или 10-балльную.
Дополнительная информация — тут прячутся знания иностранных языков, ваше участие в конференциях как спикера, хобби.
Описание опыта через результаты
Мы привыкли обновлять резюме, добавляя новое место и список задач, которые были выполнены за время работы. А что еще нужно-то? Все знают топовых игроков на рынке, и если они мелькают в резюме — половина дела сделана, приглашения на интервью обеспечены.
На международном рынке дела обстоят по-другому: никто не знает, кто в России в топе. Компаниям и рекрутерам нужно быть уверенными, что кандидат нацелен на результат. В этом и состоит ключевое отличие резюме в России и за рубежом: в CV весь опыт должен быть описан через результаты, которые подкреплены цифрами.
Для этого есть специальная формула XYZ: Accomplished “X” as measured by “Y” by doing “Z» («Выполнили X, измеренное в Y, благодаря действию Z»). Х — достижение, Y — подтверждение в цифрах, Z — шаги к результату.
Краткость
Даже если у вас за плечами больше 10 лет опыта, 10 работодателей и 10 своих проектов, резюме можно и нужно делать 1–2-страничным документом. Почему? Рекрутер в среднем тратит всего несколько секунд, чтобы изучить резюме кандидата, и просмотрит несколько сотен, а то и тысячу CV, чтобы закрыть одну позицию. Времени прочитать все и объять весь опыт нет.
Как сократить резюме до 1–2 страниц? Оставить только последние 7 лет опыта (если у вас больше), писать максимум 3–4 результата по каждому месту, поработать с форматированием (меньше отступы по краям, кегль 10–11, выравнивание текста).
Много ключевых слов
Это нужно, чтобы пройти автоматический скрининг — система анализирует ваше резюме вместе с резюме сотен других кандидатов. На вход подается описание вакансии и ключевые слова. Как правило, это фреймворки, языки программирования, стеки технологий, подходы, которые должен знать и использовать кандидат. Чем больше пересечений между резюме и облаком ключевых слов, тем больше шанс, что резюме пройдет на следующий этап — оценку рекрутером.
Саммари в начале
Пара строк о себе — результаты, количество лет опыта и области экспертизы — дополнят резюме и покажут рекрутеру ключевую информацию о вас как о кандидате. Некоторые рекрутеры смотрят только саммари.
Волонтерство, менторство и участие в сторонних проектах
Для западных работодателей важно, чтобы сотрудник не только круто делал свою работу, но и стремился развивать компанию, хотел помочь кому-то или, как бы пафосно ни звучало, изменить мир. Если вы бесплатно участвуете в других проектах, обучаете и поддерживаете специалистов в своей сфере, делитесь своим опытом, это может стать отличным бонусом в резюме и выгодно выделить вас на фоне других соискателей.
Знание языков и дополнительная информация
Во многих вакансиях есть требования к минимальному уровню владения английским и локальным языком, если компания не в англоязычной стране. Укажите эту информацию. Это лишний раз подчеркнет вашу внимательность и нацеленность на работу.
Если вы участвовали в конференциях как спикер, особенно по темам, коррелирующим с вакансией, обязательно расскажите. Это добавит экспертности вашим навыкам и повысит шансы.
Как адаптировать резюме под вакансии
Чтобы повысить шансы на интервью, дорабатывайте базовую версию резюме под те вакансии, которые вам особенно нравятся.

Вы можете добавить новые пункты, которых не было в базовой версии. Другой вариант — изменить формулировки: показать результаты тех же задач и проектов, но в терминах и ключевых словах из выбранной вакансии. По этим словам рекрутер будет искать ваше резюме, а автоматическая скрининг-система — определять, подходите вы на вакансию или нет. Третий способ — поменять приоритеты результатов: сместить фокус на те задачи, которые наиболее важны для вакансии.
Чтобы адаптировать резюме, нужно:
Внимательно просмотреть вакансию, разобраться, что ищет работодатель. Обратите внимание на два блока: Key responsibilities и Skills. В первом описаны задачи, которые нужно будет выполнять. Skills — набор ключевых слов: фреймворки, навыки, языки программирования, стеки технологий, подходы. Все их обязательно нужно отразить в резюме, поскольку по ним и идет отбор кандидатов.
Сопоставить с тем, что есть в CV. На каждую задачу из вакансии желательно иметь пункт в резюме, а еще — перенести ключевые слова из блока Skills.
Адаптировать резюме под вакансию. Добавить новый пункт, поменять приоритеты или добавить ключевых слов.

Если у вас нет крутых результатов, а для работодателя очень важно, чтобы кандидат мог выполнить эту задачу хорошо, на такую вакансию лучше не откликаться.

Если задачи и навыки, которые ищет работодатель, есть в вашем опыте, но не отражены в CV, смело добавляйте — при условии, что вы действительно хотите попасть на это место. Если адаптация CV занимает больше 30–40 минут, то, возможно, вакансия далека от вашего опыта. Так что еще раз оцените, насколько вы хотите получить эту должность.

Если же все, что указано в вакансии, совпадает с тем, что есть в резюме, значит, это именно та вакансия, на которую и стоит откликаться. Корректировать резюме не нужно.
Много откликов и мало приглашений. Что делать?
Бывает, что резюме отличное, под вакансии адаптировано, да и откликов много — но результата все нет. Значит, проблема в CV? Нет, не всегда. На конверсию также влияют:
Критерии поиска вакансий. Возможно, цель слишком широкая — хотите много всего и откликаетесь на очень разные вакансии. Понять, в каких рынках у вас больше шансов, практически невозможно. Еще вариант — вы откликаетесь на вакансии в странах, где сложно и долго выдаются разрешения на работу.
Выбор самих вакансий. Часто бывает, что выбирать и отбирать вакансии быстро не получается, а тратить по часу на изучение каждой не хочется — и вы начинаете откликаться на все подряд. В результате ваша экспертиза и опыт не подходят задачам, скиллам и требования большего числа работодателей в пуле, и приглашений на интервью не приходит.
Cover Letter (сопроводительное письмо). Его нужно писать под каждую вакансию. Если так не делать, конверсия драматически падает.
Есть несколько советов, как увеличить конверсию.

Поставьте четкую цель
Важно иметь четкую цель в поиске — на какую позицию, грейд, в какие индустрии, страны и с какой зарплатой вы ищете вакансии. Если цели нет, сложно понять, насколько вакансия подходит. Без четкой цели поиск хаотичен и может не принести результатов.


Поменяйте параметры поиска
Возможно, вы ищете варианты на слишком узком (не находится и 10 вакансий в неделю) или очень широком (несколько тысяч новых каждый день) рынке. Стоит изменить критерии поиска, чтобы рынка «хватало» для поиска новых вакансий: оптимальное количество — несколько сотен в неделю.


Поработайте с приоритетами
Не стоит гоняться за той самой вакансией и отметать варианты похуже. Поставьте 3 приоритета для поиска: самый крутой вариант и еще 2 хорошие опции. Фокусируйтесь при поиске на одном приоритете и откликайтесь, чтобы как можно раньше понять, работает эта опция или нет.


Начните продавать доменную экспертизу
Если вы хорошо знаете банковскую сферу, фудтех, аутсорс-разработку приложений и другие направления, откликайтесь на международные вакансии в этих индустриях. Экспертиза в индустрии — веская причина сказать «да» кандидату.


Понизьте грейд
Если вы руководитель или сеньор, у вас есть шанс найти работу на той же позиции, которую занимаете сейчас — но нужно время. Если понизить грейд на одну ступень в поиске, шансы получить приглашение на интервью вырастут.


Не цепляйтесь за релокацию
Некоторые работодатели пишут, что нужно разрешение на работу, другие ищут только на удаленку. Предложите вариант, когда вы сами займетесь релокацией или будете работать удаленно в другом государстве — можно переехать в безвизовые страны или по визе цифрового кочевника.


Проверьте Cover Letter
Шаблонное CL не прокатит — рекрутер поймет, что это типовое письмо, и не пропустит дальше. Проверьте, чтобы в CL были указаны причины, почему компания и вакансия вам приглянулись, и добавьте несколько примеров своих достижений. Переписывайте эту часть CL под вакансии. И смотрите, все ли в порядке с английским.


Доработайте резюме
Если в резюме слабо описан опыт, не та структура, мало ключевых слов, не прописана роль, на которую претендуете, возможно, оно не цепляет рекрутера или даже не проходит автоматические скрининги. Доработайте резюме — уделите особое внимание опыту и форматированию, а также адаптации под вакансии.
Комментарии
Комментировать