Согласно исследованию российских и американских ученых, эффективность смешанного обучения, или blended learning, не ниже, чем у традиционного. Что лежит в основе этого подхода и почему его распространение позволит расширить доступ россиян к качественному образованию, а также повысить их вовлеченность в учебный процесс, рассказала Ксения Роменская, руководитель Synergy Lingva House.

Ксения Роменская

Руководитель Synergy Lingva House

Что такое blended learning

Blended learning совмещает традиционный и дистанционный форматы обучения. Ученики осваивают часть материала самостоятельно на онлайн-платформах, а затем закрепляют знания на очных занятиях. Термин blended learning ввели в 2006 году исследователи Кертис Бонк и Чарльз Грэхем. Прежде всего такой формат начал использовать бизнес для переподготовки сотрудников, а впоследствии его стали применять в образовательных учреждениях. Blended learning не замена традиционной модели обучения, но у него есть ряд преимуществ перед ней. Впрочем, и о минусах забывать не стоит.

Достоинства и недостатки

Среди плюсов этого образовательного подхода можно выделить такие:

  • Непрерывность образования. Студенты могут заниматься в своем темпе в любом месте в удобное для себя время.

  • Меньше выгорания. Нет страха быть хуже всех, отстать от группы и показать плохие результаты. Если что-то непонятно, всегда можно пересмотреть видеолекцию, задать вопросы другим ученикам или учителю в системе управления обучением (learning management system).

  • Индивидуальный подход. Модели смешанного обучения позволяют студентам развиваться в том направлении, которое им интересно, менять образовательные траектории.

  • Личный контакт с преподавателем и другими учениками. В blended learning есть то, чего не хватает обучающимся по онлайн-программам, — поддержка учителя и общение с сокурсниками.

  • Интерактивность. Система управления обучением позволяет использовать в образовательном процессе тесты, видео- и графические материалы. Это повышает вовлеченность студентов.

  • Контроль прогресса. Та же система помогает отслеживать текущую успеваемость и прогресс. Это поддерживает мотивацию учеников, не дает бросить курс на полпути.

  • Возможность обучать больше студентов. Исследователи из Высшей школы экономики пришли к выводу, что затраты на обучение одного студента в смешанном формате для вуза на 15–19% меньше, чем в традиционном.

Минусов немного, но они есть. Например, разрыв в цифровых компетенциях россиян может ограничить их доступ к возможностям blended learning. Такое обучение требует определенного уровня цифровой грамотности, в том числе умения пользоваться электронными устройствами. Россияне в целом неплохо разбираются в подобных технологиях, однако, согласно результатам опроса аналитического центра НАФИ, высоким уровнем цифровой грамотности могут похвастаться всего 27% населения.

С каждым годом покрытие интернета в России расширяется, но доступ к нему по-прежнему есть не в каждом доме. 16% домохозяйств не пользуются интернетом, подсчитали в Институте статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики. Среди основных причин — отсутствие необходимости (71,6%), навыков работы в интернете (35,8%) и высокие тарифы (12,1%).

Модели blended learning

Существует много моделей blended learning. Некоторые из них, например ротация станций, в России не очень популярны. Другие же широко распространены и внедряются не только участниками рынка электронного обучения, но и в отечественных вузах, колледжах, школах.

Перевернутый класс. Преподаватель дает материал для самостоятельного изучения, а на очном занятии его закрепляет: разбирает вопросы, которые вызвали сложности, предлагает практические задания.

Гибкая модель. У студента есть индивидуальный учебный план, который можно корректировать по ходу образовательного процесса. Учеба по большей части перенесена в онлайн, но при необходимости можно обратиться к преподавателю.

Модель a la carte («по запросу») дает студенту возможность выбрать онлайн-курсы в дополнение к основной программе. Такой формат используется, когда у вуза, школы или колледжа нет возможности вести курс на собственной базе. При этом процесс обучения курирует сотрудник образовательного учреждения.

Расширенная виртуальная модель. Студенты осваивают учебный материал и общаются с преподавателем онлайн, а очные занятия посещают раз в неделю.

Иностранный язык в гибридном формате

В России и за рубежом было проведено много исследований эффективности применения подхода blended learning для изучения иностранных языков. Так, ученые из Австралии, Ирана и Саудовской Аравии установили, что смешанное обучение хорошо работает, когда речь идет о развитии навыков чтения и аудирования. Учащиеся из экспериментальных фокус-групп показывали пусть и незначительно, но все же более высокие результаты, чем студенты, занимающиеся по традиционной модели.

Дело в том, что благодаря blended learning у учеников остается больше времени на практику. Теоретический материал, грамматику они, как правило, изучают онлайн, а на очных занятиях занимаются развитием разговорной речи и отработкой навыков аудирования.

Обучение в смешанном формате — тренд, который активно развивается на образовательном рынке. У онлайн-моделей обучения есть проблемы с вовлеченностью и мотивацией студентов, а офлайн-школы — это высокие затраты на аренду и оргтехнику. Поэтому образовательные проекты так или иначе переходят к гибридному формату. Эксперты полагают, что его широкое распространение будет способствовать развитию EdTech-технологий: образовательных онлайн-платформ, интерактивного онлайн-контента, методик преподавания. Кроме того, это позволит расширить доступ населения к качественному образованию и повысить гибкость образовательных траекторий студентов.