Умение учиться — один из ключевых факторов личного успеха. И не потому, что рассказ о прочитанной книге сделает вас звездой вечеринки (хотя и это не исключено!). Дело в том, что все меняется слишком быстро: подходы, технологии, профессии. Даже в самых консервативных отраслях конкурентоспособными остаются те, кто регулярно учится и переучивается. Как делать это максимально эффективно? Разбираемся с Марией Даниной, кандидатом психологических наук и основательницей онлайн-школы психологических профессий «Психодемия».

Мария Данина

Кандидат психологических наук, основательница онлайн-школы психологических профессий «Психодемия»

Эффективная система обучения — какая она?

Кажется, что обучение происходит автоматически, если ты постоянно что-то смотришь и читаешь. Но это лишь иллюзия развития, ведь учиться чему-то и научиться что-то делать — два разных действия. Первое направлено на процесс и не подразумевает результата: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». А вот чтобы научиться, то есть освоить новые навыки или компетенции, нужен особый подход. Или, вернее сказать, система.

Что нужно, чтобы эта система работала? Есть несколько сторон процесса обучения. Во-первых, сам учащийся — его цели, опыт, знания, личностные особенности и мотивация. Во-вторых, образовательная среда — это и информация по теме, и способы ее организации, и время и место обучения. В-третьих, есть учитель в широком смысле слова — тот, кто способен дать обратную связь, выявить трудности и помочь с их решением. С каждой стороной процесса можно поработать так, чтобы обучение стало эффективнее.

Сторона № 1: учащийся

Обучение эффективно, если человек действительно готов к этому: новые навыки или знания на самом деле ему нужны и помогут решить уже имеющиеся жизненные задачи. От этого зависит и мотивация, и внимание человека к материалу. Мы все по своему опыту знаем, что изучать бесполезное не просто скучно, но бессмысленно. Как только нас перестанут спрашивать, мы тут же все забудем.

Важно, чтобы до начала обучения человек мог сформулировать цели — то есть ожидаемый результат. Что я начну делать иначе после обучения? Как это повлияет на мою жизнь? На мое мировоззрение? Чем лучше человек представляет важный лично для него результат, тем более внимательным и вовлеченным он будет, больше запомнит и скорее начнет применять на практике новые знания.

Кроме того, мы учимся эффективнее, когда у нас сформирована необходимая база: нашего прошлого опыта хватает, чтобы освоить программу. Если она слишком сложная, человек не сможет разобраться в материале. А если слишком легкая — ему будет неинтересно. В обоих случаях мотивация будет снижаться.

Хорошо, если курс, который вы выбрали, позволяет до начала обучения определить ваш уровень и персонализировать образовательный трек. Это дает возможность каждому — от новичка до профессионала — пройти подходящую именно ему подготовку.

Имеют значение конкуренция и соревновательность. Когда человек сравнивает свой успех с чужими, он больше фокусируется на результатах, и это может стимулировать его учиться лучше. Такой подход работает не всегда, но в среднем элемент соревновательности повышает эффективность учебы. Кого-то дополнительно стимулирует рейтинговая система, оценки и возможные награды за достижения.

Что бы там ни говорили, лучше учатся люди с развитыми навыками саморегуляции и контроля. Они умеют вовремя вовлечь себя в обучение и вовремя остановиться, когда оно становится непродуктивным, умеют справляться с эмоциями в процессе и анализировать свой прогресс. А еще — планировать время, выбирать подходящие для себя форматы, находить способы преодолевать барьеры в обучении.

Есть и конкретные действия, которые помогают нам учиться эффективнее. Это ведение конспектов и их повторение, пересказ выученного материала другим людям, самопроверка. Возможность сразу применить новое знание на практике, например в творческом проекте, а также радость и веселье в процессе обучения тоже хорошо влияют на результат.

Сторона № 2: образовательная среда

Среда не менее важна, чем личность учащегося. От того, как структурирована информация и в каких форматах она подается, может зависеть успех обучения. Простой пример: представим, что у вас есть таблица с большим количеством данных. Если учитель будет зачитывать их вслух, ваше внимание довольно скоро помашет вам ручкой и оставит ради чего-нибудь поинтереснее.

Как же сделать образовательную среду эффективной для конкретной аудитории? На этот вопрос отвечают педагогические дизайнеры. Обычно проектирование зависит от категории учащихся: например, образовательная среда для детей будет отличаться от образовательной среды для взрослых. А дизайн программы обучения для специалистов и для массовой аудитории будет строиться совсем по разным принципам.

В педагогическом дизайне специалист отталкивается от личных особенностей тех людей, которые будут учиться, их целей и опыта. Он словно строит мостик между всем, что уже есть сейчас в человеке, и тем, что должно в нем появиться по итогам обучения. Это похоже на инженерию, только информационную: поиск оптимального способа сконструировать в головах учащихся новые знания, навыки и связи.

Для этого и нужны методисты. Вначале они выстраивают программу на основе компетентностного подхода — определяют конечный результат учащегося и то, как изменится его поведение — и только потом подбирают методы, которые позволят к этому результату прийти.

Кроме того, продумывается система оценки прогресса и аттестации. Например, мы хотим точно понимать, что смогут делать наши выпускники после обучения, поскольку работа с людьми (как в нашем случае) — очень ответственная и деликатная область практики.

Но не только учащийся оказывается в центре размышлений об эффективной образовательной среде. Значимую роль играет пространство. У большинства из нас есть опыт обучения очно и онлайн, поэтому мы знаем, как сильно отличаются такие форматы. При проектировании образовательной среды определяются также роль и задачи учителя, который выступает главным навигатором во всем процессе обучения.

Сторона № 3: учитель и его роль

Роль учителя сложно переоценить. Именно учителя могут влюбить нас в свой предмет или же вызвать стойкое отвращение к нему. Они открывают нам новое и неизведанное, и от их действий зависит очень многое. В том числе наша способность научиться чему-либо.

В чем же тут дело? Одно из важнейших условий эффективного обучения — безопасность. Учащийся не должен бояться ошибиться и получить за это наказание и критику. Без ошибок невозможно развитие в принципе, а страх их совершить мешает освоить новое знание или навык. Именно учитель может создать ощущение безопасности, которое поможет действовать и исправлять ошибки. Если в отношениях с учителем нет достаточного доверия, открытости и ощущения поддержки, учиться будет гораздо сложнее.

До начала обучения важно ввести правила общения студентов и преподавателей друг с другом, а в процессе — строго следить за их исполнением. Кураторы в нашей школе стараются замечать все напряженные ситуации и работать с ними. Студент, систематически нарушающий безопасность остальных участников курса, исключается из потока.

Особая роль учителя состоит в том, что именно он дает обратную связь. А это центральное звено эффективного обучения. Если выбрать ее единственной образовательной практикой и убрать все остальное, это уже будет достаточно хорошая и качественная система. Мы учимся, совершая ошибочные предположения или действия, а затем корректируя их — так мы постепенно двигаемся к правильным и точным ответам. Особенно важно, чтобы учитель мог обобщать наши ошибки и делать по ним вывод о трудностях, которые мы испытываем. Исходя из этого он может предложить пути решения — от изменения образовательной среды до обсуждения мотивации к обучению.

В обучении очень важна практика — без нее отработать необходимые навыки просто не получится. В нашей школе мы даем студентам возможность проводить множество «встреч с клиентами», которых играют другие студенты. Такого рода песочница позволяет получить многомерную обратную связь не только от преподавателя, но и от самого «клиента» и коллег.

Как повысить эффективность собственного обучения

Так как нам учиться эффективнее? Давайте обобщим все сказанное ранее.

Ставьте цели. Каких реальных изменений вы ожидаете после прохождении курса или программы? Что будет по-другому? Что изменится внутри вас?

Посмотрите внимательно на программу и определите свой уровень. Сможете ли вы ее освоить? Нужна ли дополнительная подготовка? Если обучение базовое и массовое, скорее всего, все в порядке. А если профессиональное — подумайте, есть ли у вас сформированный понятийный аппарат в этой области?

Если этого нет в образовательной среде, сформируйте дополнительную мотивацию — социальную, конкурентную или игровую. Кому-то важно общаться с людьми, которые учатся тому же, для других лучше сработает награда за прохождение курса до конца.

Учитесь управлять собой и прокачивайте самоконтроль. Для этого подходят различные психологические практики по саморегуляции и развитию силы воли.

Пользуйтесь инструментами, повышающими эффективность обучения: пишите конспекты, перечитывайте их, выполняйте тесты и задания для проверки знаний, рассказывайте про выученное в своих соцсетях или дома, создайте творческий проект и подбирайте мемы, иллюстрирующие учебный материал.

Выбирайте формат обучения, который соответствует вашим личным особенностям, возможностям и вкусам. Онлайн или офлайн, короткие или длинные курсы, развлекательная или серьезная подача, с лектором или в симуляторе, книги или аудио — все это имеет значение. Проверьте на практике, какие форматы лучше работают для вас.

Учитесь только на тех курсах/программах, где работает команда методистов. Хороший эксперт — только часть успеха. Лучший образовательный опыт вы получите в том случае, если его специально проектировали для вас.

Активно проявляйте себя в процессе обучения. Высказывайтесь по обсуждаемым вопросам, участвуйте в разных интерактивных форматах и дискуссиях.

Выбирайте обучение там, где вам обеспечивают эмоциональную безопасность, поддержку и дают возможность ошибаться. Если вы встретились с критикой, негативной оценкой ваших способностей или другими факторами, мешающими активно проявлять себя в процессе обучения, дайте обратную связь тем, кто отвечает за образовательную среду. Если страх критики сидит глубоко внутри вас — поработайте над этим сами или со специалистом.

Выбирайте образовательные учреждения, в которых и преподаватели, и методисты, и все остальные сотрудники искренне любят то, чем занимаются, и гордятся этим.

Всегда выбирайте такое обучение, где есть обратная связь и общение с учителем. Курсы, подразумевающие самостоятельное асинхронное прохождение, полезны для общего развития, но дают очень слабый образовательный результат. Чем больше часов обратной связи вы сможете получить, тем эффективнее будет обучение.