В 2013 году ученые из Оксфорда опубликовали исследование, в котором описали, какие профессии наиболее подвержены риску автоматизации. На первых позициях оказалась сфера услуг, продаж, транспорта и строительства — занятия, которые требуют меньшей креативности и социального интеллекта. В 2023 году американские ученые уже пророчат скорое исчезновение учителей, психологов, медиаторов. Значит ли это, что с развитием технологий ИИ потеснит даже творческие и человеко-ориентированные профессии? Разбираемся вместе с экспертами Школы инноваций и креативного мышления ИКРА.

Как растет угроза

Когда в 2013 году оксфордские ученые Карл Бенедикт Фрей и Майкл Осборн оценивали, какие профессии с большей вероятностью будут автоматизированы, они исходили из нескольких критериев. Во-первых, всю работу они разделили на рутинные и нерутинные операции. Первые — это физический труд, который выполняют по заданным правилам. Такие задачи под силу роботам. Вторые — операции, которые выполняют с помощью знаний. Их невозможно структурировать в фиксированный алгоритм, поэтому и машинам они неподвластны.

Следовательно, по мнению ученых, автоматизация больше подходила для рутинных операций, а в остальных только дополняла и улучшала человеческий труд.

Во-вторых, они выделили три фактора, которые осложняли автоматизацию нерутинных профессий:

  • роботы не умеют распознавать объекты с точным определением глубины и широты расстояния;

  • роботы не могут мыслить концептуально и творчески;

  • роботы не обладают социальным интеллектом, не умеют распознавать и сообщать эмоции.

В итоге на первом месте среди кандидатов на исчезновение в исследовании Фрея и Осборна оказались операторы call-центров, а на последнем — рекреационные терапевты.

Спустя 10 лет ситуация поменялась. Искусственный интеллект научился распознавать эмоции и стал выполнять более сложные задачи. Например, в области лингвистического моделирования. ChatGPT, который появился в ноябре 2022 года, успешно успел написать дипломную работу, сдать выпускные экзамены в университете, написать рабочие коды для приложений, дать психологические консультации и сочинить несколько песен.

По горячим следам ученые из Принстонского университета провели ревизию и в новом исследовании сопоставили функционал 10 современных ИИ-приложений с 52 человеческими навыками, чтобы выяснить, какие из последних будут автоматизированы. В результате в топ профессий, которых потеснят нейросети, попали:

  • преподаватели;

  • адвокаты;

  • юристы;

  • психологи;

  • концертные менеджеры и другие представители творческих и социальных профессий.

Оказалось, что неприкосновенных для ИИ сфер человеческой деятельности остается все меньше и открывается простор для новых тревожных прогнозов.

Насколько реальна опасность

На самом деле, утверждения, что роботы или нейросети оставят без работы представителей той или иной профессии, звучит чаще всего в заголовках новостей и журналистских статьях. Даже в названиях своих исследований ученые используют более мягкие формулировки:

  • Насколько профессии восприимчивы к автоматизации? (2013 год)

  • Как текстовое моделирование и ChatGPT повлияют на человеческую деятельность? (2023)

А прогнозы, которые делают ученые, содержат уточнения и условия, которые не допускают категоричных выводов.

Исследование компании McKinsey и вовсе показывает: только незначительное количество профессий будут полностью автоматизированы с помощью современных технологий. В остальных роботы или ИИ станут выполнять только отдельные задачи.

Дело в том, что, хотя ChatGPT или Midjourney (нейросеть, которая генерирует изображения) способны быстрее человека обрабатывать огромные объемы информации и предлагать большое количество разных решений, запрос, корректировка и оценка работы остаются за людьми. Ведущая роль — роль креатора — по-прежнему принадлежит дизайнерам, копирайтерам, преподавателям или программистам. Но теперь их задача — правильно задать вопрос, чтобы быстрее получить результат, с которым можно работать. В этом смысле технологии остаются тем, чем и были ранее — инструментом в руках Homo sapiens.

Хотя нейросети и учатся распознавать эмоции, они пока слабо приближаются к тому, чтобы обладать уникальным характером, харизмой, опытом и эмпатией, которую ценят в коммуникации. Робот все еще действует механистически и этим вызывает отторжение. Так, например, недавнее исследование показало, что больше половины опрошенных россиян вешают трубку, услышав, что им звонит робот. А если возникает проблема, каждый второй предпочитает общаться с реальным оператором.

Кстати, несмотря на предположение Фрея и Осборна, что с развитием ИИ работники call-центров первыми окажутся под угрозой, в США с 2014 по 2022 год наблюдается неизменный рост занятости в этой сфере.

Выходит, что новые технологии в силу своей искусственности пока не могут полноценно конкурировать с человеком. Но они уже выставляют новые требования к тому, как организовать труд и какие навыки развивать, чтобы оставаться адекватным изменениям в индустрии.

Как использовать новые технологии

Чтобы не поддаваться популистским уверениям, что роботы и нейросети отберут хлеб у трудящихся, и адаптироваться к новым технологиям, полезно в рамках своей профессии определить:

  • какие задачи по-прежнему в силах решать только человек;

  • какую часть работы передать ИИ;

  • где продуктивно сотрудничество человека и машины.

Например, Андрей Стифеев, директор по продукту в Школе инноваций и креативного мышления ИКРА, предлагает сделать Chat GPT компаньоном для брейншторминга. На удаленке у креативных специалистов не всегда есть возможность «разогнать» свои идеи с коллегами. А нейросеть помогает быстро проверить гипотезы, описать механику работы какого-то процесса, сравнить сложные данные.

Виталий Микрюков, директор по маркетингу глобальной команды ИКРЫ уже несколько месяцев использует инструменты ИИ для решения задач, связанных с маркетингом, стратегией и продажами. Он уверен, что настоящее и особенно будущее полно ИИ-контента, который будет становиться только лучше. Контента будет много, но потреблять его продолжим мы с вами. А теплые человеческие коммуникации станут настолько востребованными, что появится контент-лейбл «создано людьми для людей». В принципе, канал ИКРЫ «Когда—нибудь» и есть такое медиа.

Кроме того, нейросети помогают быстро визуализировать идеи, экономя время и деньги. Например, в Midjourney получится быстро рисовать визуалы для презентаций, не прибегая к услугам иллюстратора. Или создавать изображения продукции на этапе пресейла. Обычно эту рутинную и не очень творческую работу выполняют дизайнеры, а результаты их труда часто просто остаются на бумаге.

В условиях, когда для механической работы возникают более эффективные инструменты, чем человеческий мозг, людям становится выгоднее развивать мягкие навыки. Учиться творчески думать, формулировать и ставить задачи, выбирать лучшие из возможных вариантов.

Человек выигрывает у ИИ тем, что у него есть неповторимый психологический портрет, который и делает его креативный продукт уникальным. Если он творчески подходит к работе с нейросетью, он получит более ценный и востребованный результат.