Высокая текучесть кадров и другие вызовы подталкивают руководителей обращать все больше внимания на благополучие своих сотрудников. По данным Deloitte, более 77% штатных специалистов столкнулись с выгоранием на текущей работе. Что делать, если подчиненный приходит к вам с такой проблемой? Как реагировать в моменте и можно ли устранить причины выгорания? Перевели статью HBR, которая поможет с этим разобраться.
С какими трудностями сталкиваются менеджеры
Даже лучшим руководителям может быть сложно работать с выгоранием команды, когда все внимание сосредоточено на потребностях бизнеса. Непонятно, как выстроить разговор с сотрудником продуктивно и вместе с тем проявить заботу.
В такой ситуации первое желание — действовать в моменте: предложить сотруднику взять отпуск, позаниматься йогой или пройти курс по тайм-менеджменту. Все это и правда может снизить уровень стресса, но основных проблем не решит. Здесь нет фокуса на причинах выгорания, таких как слишком высокая нагрузка, сложные отношения с коллегами, недостаток самостоятельности.
Тем не менее выгорание остается серьезной проблемой. Как вы можете поддержать сотрудника, который с ней столкнулся?
Отнеситесь к ситуации серьезно
Может возникнуть соблазн отмахнуться от слов сотрудника и решить, что тот преувеличивает. Особенно если человек описывает свое состояние не совсем так, как вы представляете себе выгорание. Но к происходящему в любом случае стоит отнестись серьезно: что-то явно идет не так.
Многие сотрудники чувствуют, что руководители относятся к ним равнодушно. По данным Gallup, только 25% считают, что работодатель заботится об их благополучии. Поэтому важно отреагировать быстро и выделить время, чтобы спокойно разобраться в ситуации. Проведите полноценную встречу, а не пытайтесь все решить за пять минут. Это покажет, что вы обеспокоены, и укрепит доверие.
Позвольте сотруднику выговориться, не перебивайте — так он почувствует, что его услышали. Не реагируйте сразу: подождите буквально 5–7 секунд, чтобы осознать сказанное. Важно также не делать предположений о причинах выгорания или чувствах сотрудника. Практикуйте активное слушание: объясните, как вы поняли ситуацию, и уточните, все ли верно. И постарайтесь не заканчивать разговор до тех пор, пока человек не почувствует, что сказал все.
Выясните, как именно сотрудник проживает выгорание
Когда человек расстроен, трудно определить, в чем проблема — в негативных эмоциях, сильной усталости или это действительно выгорание. Понять, что происходит с вашим сотрудником, помогут следующие вопросы:

«Считаете ли вы себя компетентным и продуктивным?»
Так вы узнаете, что сотрудник думает о своей эффективности, производительности и успешности как специалиста. В зависимости от ответа можно определить, нужна ли поддержка в этой области и какая — обучение, коучинг, что-то еще.

«Вы чувствуете эмоциональное истощение? Есть ли неприятные физические симптомы?»
Негативные эмоции, усталость, проблемы с физическим здоровьем, например бессонница, головные боли или частые болезни, — все это тревожные сигналы. Некоторые люди хорошо работают, даже когда страдает их здоровье. Но если не взять ситуацию под контроль, сотрудник может уйти из компании.

«Стали ли вы более циничным по отношению к работе? Возможно, вы заботитесь о коллегах или клиентах меньше, чем раньше?»
Люди, которые получали удовольствие от работы и искренне переживали за результат, при выгорании могут чувствовать, что в их деятельности больше нет смысла. Часто это проявляется в виде циничного и более равнодушного отношения к происходящему.
Спросите сотрудника, как часто он сталкивается со всем перечисленным: редко, иногда, часто. Ответы «иногда» означают, что сотрудник подвержен риску выгорания, а «часто» — что он уже мог выгореть.
Выясните основные причины выгорания
От того, с каким типом выгорания столкнулся ваш сотрудник, во многом зависит решение проблемы. Так, если ему не хватает заботы со стороны компании, можно поддержать его с помощью обучения и развития.
Спросите сотрудника о его главных стрессорах. Чаще всего люди понимают, с чем именно связано выгорание. Если нет, помогите разобраться в этом — предложите сотруднику вспомнить, когда именно он чувствует наиболее сильный стресс, тревогу, усталость. Что происходит в такие моменты? Например, на конкретном проекте не хватает людей, из-за чего сотрудник перерабатывает и страдает бессонницей.
Ваша задача — понять, что является источником стресса. Это может быть связано с личной жизнью сотрудника, к примеру, финансовыми трудностями или необходимостью ухаживать за больным родственником. Или с условиями работы — завышенными ожиданиями, нехваткой ресурсов или времени, другими факторами.
Подумайте о краткосрочных и долгосрочных решениях
Как лидер, вы должны, с одной стороны, помогать сотрудникам в моменте, а с другой — думать о долгосрочной перспективе. С этой точки зрения решения могут быть разными.
Для начала спросите сотрудника, что стоит изменить прямо сейчас. Возможно, у него есть конкретные предложения: выделение дополнительных ресурсов на проект, пересмотр нереалистичных сроков, предоставление отгулов. Выслушайте сотрудника и подумайте, какое решение будет оптимальным.
Даже если вы дадите человеку неделю отпуска, в конце концов ему придется вернуться на работу. Поэтому обсудите, как улучшить ситуацию в целом. Все зависит от причин выгорания и потребностей сотрудника. Можно, например:
дать больше самостоятельности и гибкости;
перевести в другую команду или на другой проект;
пересмотреть обязанности.
Не обязательно внедрять все это сразу же, но обдумать варианты стоит.
Как сочетать краткосрочные и долгосрочные решения? Вот пара кейсов из практики:

Сотрудник пожаловался на выгорание и сказал, что у него постоянные мигрени и это влияет на дедлайны. Причиной оказалось неврологическое заболевание, которое усугубляли условия работы — в том числе освещение и плохая вентиляция. Сотрудника перевели на удаленку, а его менеджер тем временем улучшал условия в офисе. В итоге сотрудник вернулся к привычному формату работы, и его вовлеченность повысилась.

У
Следите за ситуацией
Проблему выгорания нельзя решить сразу: это процесс, который требует времени. Обсудите с сотрудником, как в идеале он хотел бы себя чувствовать в будущем — например, ощущать прилив сил после работы или ежедневно участвовать в качественной коммуникации с коллегами. Исходя из этого определите шаги, которые помогут достичь желаемого состояния. Решите, как будете отслеживать прогресс, и делайте это регулярно.

Выгорание влияет и на руководителей, и на сотрудников. Оно может усугубить нехватку кадров, с которой и так сложно справиться. Поэтому, когда сотрудник приходит к вам и говорит о выгорании, вы должны знать, как реагировать. А пять стратегий, о которых мы рассказали, в этом помогут.
Комментарии
Комментировать