Пока дети в летних лагерях изучают английский и робототехнику, разбираются в экономических стратегиях и прокачивают гибкие навыки, их родители отправляются в лагеря для взрослых, где их ждут песни у костра, танцы и самодеятельный театр. Что стоит за феноменом образовательных смен для детей и типично детского отдыха для взрослых? Об этом рассказывает Анастасия Екушевская, психолог, академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart, запустившей в этом году IT-лагерь.

Анастасия Екушевская

Психолог, академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart

Зачем взрослым «детский» лагерь

Летние лагеря для взрослых начали появляться 10–15 лет назад, причем сразу по всему миру. Сегодня в России несколько десятков таких проектов. Они во многом напоминают детский лагерь. Гостей объединяют в смены, и у каждой смены ― своя программа: йога, киносъемки, стендап, творческие мастер-классы. Некоторые проекты полностью воспроизводят атмосферу знакомых нам с юности лагерей за пределами города ― с палатками или деревянными домиками для мальчиков и девочек, строгими вожатыми, дискотеками, эстафетами и прочими активностями. Другие больше похожи на глэмпинг, где в стоимость включены тренинги, развлечения и мероприятия для нетворкинга. Есть и лагеря для профессионалов высокого уровня и предпринимателей. В них программа ориентирована на обмен опытом и прокачку навыков, но даже при этом они больше напоминают пространство для веселья и развлечений, чем конференцию или слет профессионалов.

Такой вид отдыха — вовсе не дешевая альтернатива отелю на популярном курорте. Он довольно дорогой: цены доходят до 180 тыс. рублей. И главные причины интереса к этому формату никак не комфорт, бассейн и безлимитный бар.

Забота о внутреннем ребенке

Вне зависимости от возраста, указанного в паспорте, мы все остаемся в какой-то мере детьми. Порой серьезным тридцатилетним людям полезно или даже необходимо выйти в поле и погонять мяч, не думая о работе и прочих проблемах. «Лагеря-перевертыши» как раз позволяют окунуться в беззаботное время. Кроме того, такие проекты помогают прочувствовать дух летнего лагеря людям, у которых не было этой возможности в детстве.

Тренд на ностальгию

Это выражается в дизайне, моде, музыке, контенте и в развлечениях. Человеку свойственно думать, иногда без объективных причин, что раньше было лучше, проще. Позитивные воспоминания позволяют на время найти небольшой островок беззаботности и спокойствия, что помогает людям справиться с периодами стресса. Взрослые лагеря, которые воссоздают атмосферу летних каникул с новыми знакомствами и посиделками у костра, как раз закрывают эту потребность.

Особенности миллениалов

В основном такие лагеря создаются для миллениалов — поколения, которое сдвинуло возраст взросления. В 2021 году исследователи опросили 2 тыс. молодых американцев, и оказалось, что большинство считают 25 лет началом зрелости. Но при этом 30% не чувствуют себя взрослыми и в более старшем возрасте. А 51% опрошенных уверены, что их родители лучше разбираются в таких вопросах, как налоги, ипотека и страховка.

Миллениалы не спешат создавать семьи, приобретать недвижимость и решать прочие «взрослые» вопросы. Об этом говорят и данные лаборатории социально-экономических исследований НИУ ВШЭ. Только к 30 годам они начинают по-настоящему взрослую жизнь — с собственным жильем, серьезной работой, стабильным доходом и отношениями. Но это не отменяет их тягу к «инфантильным» видам досуга, которые позволяют почувствовать себя вечно молодыми.

Тренд на эдьютейнмент — объединение развлечений с обучением

Еще одна причина, сформировавшая тренд на лагеря для взрослых. Придумали этот метод не миллениалы, но именно они его масштабировали и начали применять в образовании для самих же себя. На рынке есть примеры проектов, которые проводят мероприятия для бизнесменов, специалистов, где происходит нетворкинг в формате «детских» лагерей. Подобные активности организуют и компании для своих сотрудников.

Тренды на эдьютейнмент и «детские» лагеря для взрослых создал и противоположное явление — «серьезные» детские лагеря.

Зачем дети учатся на каникулах

Пока мамы и папы проводят нетворкинг у костра, дети изучают математику и информатику с университетскими преподавателями и проходят бизнес-тренинги для самых маленьких: учатся проводить питчинг-сессии, переговоры и хакатоны. Этим летом в одной только Московской области работают более 20 профориентационных лагерей и примерно столько же научных; почти 70 IT-программ, которые проводятся даже в онлайн-формате, и 80 языковых. Можно найти и бизнес-лагеря для детей и подростков. И оба поколения этот расклад устраивает. Почему?

Изменение представлений о взрослении

Как взрослые хотят побыть иногда детьми, так и дети хотят быстрее повзрослеть. И это совершенно нормально. Для детей и подростков это неотъемлемый процесс социализации, они ищут самостоятельности, свободы, уважения более взрослых товарищей. И если раньше дети и подростки искали «взрослость» в подражании деструктивному поведению, то сейчас они предпочитают делать это через заработок, а также знания и навыки, которые общество соотносит со взрослыми.

Другие герои

Зумеры и «альфы» растут на историях успеха стартапов, предпринимателей, блогеров. Им намного проще найти информацию о создателе, например, любимой игры, вдохновиться, пройти обучение или поискать видеоролики по Scratch и разработать свою первую видеоигру. Истории условных Цукерберга, Джобса, Гейтса мотивируют эти поколения искать знания, изучать предпринимательство или IT со школьной скамьи.

Дети с ранних лет попадают в высококонкурентную среду

Уже в младших классах важны и гибкие, и жесткие навыки. К детям предъявляются более высокие требования, чем ранее к их родителям. Например, первоклассник в российской школе должен знать числа от 1 до 9 и их порядок, арифметические знаки, основные геометрические фигуры, а еще должен уметь держать ручку, рисовать, раскрашивать, вырезать по контуру. Уметь читать не требуется, но это все же желательно ― большинство детей к первому классу уже знают буквы.

30–40 лет назад все это было совершенно необязательно. Предполагалось, что школа всему научит. Теперь же ожидается, что родители много занимаются с ребенком и дома. Почти все школьники на каком-то этапе начинают внеклассное обучение. Причем с каждым годом это становится все популярнее. По данным исследования НИУ ВШЭ, 80% российских школьников ходят в кружки и уделяют им до 10 часов в неделю. Еще 5 лет назад в кружки и секции ходили только 70% детей. Кроме того, подготовку к поступлению в вуз начинают чуть ли не с первого класса, а родители задолго до окончания школы начинают думать о том, как бы развить hard skills, soft skills, дать актуальные знания, чтобы ребенок вышел на рынок востребованным специалистом.

В современных детях вшит life-long learning

Возможно, взрослых концепция непрерывного обучения и тревожит, но дети воспринимают ее более естественно. Например, они чаще, чем их родители, используют YouTube для того, чтобы освоить новые навыки или найти информацию ― так поступают 72% зумеров и только 52% миллениалов. Современные дети с ранних лет привыкли к развивашкам и дополнительным занятиям, а геймификация стирает границу между развлечением и обучением.

Перед тем как запустить свой детский IT-лагерь, мы провели исследование, чтобы узнать, чем действительно дети и подростки хотят заниматься летом. Один из популярных ответов — изучение IT-профессии с целью раннего заработка. Только 30% детей с 7 до 12 лет и 27% подростков с 13 до 16 лет хотели бы забыть об учебе до сентября, остальные же хотят учить иностранные языки, заниматься программированием и осваивать новые навыки.

Изменилось представление о родительстве

Полвека назад было достаточно того, что ребенок сыт, одет по погоде и здоров. Сейчас же требования несоизмеримо выше: от родителей ждут полной вовлеченности. Предполагается, что мама и папа следят за психологическим состоянием ребенка, учат его командной работе, критическому мышлению и креативности, помогают найти развивающее хобби и дополнительные занятия, чтобы ребенок не только кое–как дотащился до аттестата, но и полюбил английский, математику и программирование на Python.

Образовательные и профориентационные лагеря отлично вписываются в эту концепцию. С одной стороны, родители обеспечивают детям перемену обстановки, отдых от ежедневной рутины и новых друзей. С другой — дети не теряют драгоценного времени и продолжают осваивать новые знания, пусть и не так, как в школе.

Будущее лагерей для школьников и их родителей

Можно предположить, что тренд на образовательные лагеря для детей и развлекательные для взрослых будет лишь укрепляться. Летний лагерь для школьников трансформируется из подобия дачи, куда можно отправить детей на пару недель подышать свежим воздухом, в образовательную среду, которая дополняет школьное обучение. Хорошее образование в современном мире слишком важно, чтобы упускать такую возможность ― позволить ребенку и развлечься, и научиться чему-то новому. А может, и заложить основу будущей профессии, ведь многие лагеря уделяют большое внимание профориентации.

Летний лагерь может даже исправить ошибки школы: например, вернуть детям интерес к математике или английскому, показать, что учеба ― это не скучно, а очень интересно. И что ребята, увлеченные школьными предметами, могут быть крутыми и популярными. В этом еще один плюс таких лагерей: они объединяют детей с интеллектуальными интересами и формируют среду общения, которая поможет ребенку раскрыть свои таланты. Это первый шаг к успешному нетворкингу в будущем.

Но и взрослые лагеря никуда не денутся ― по крайней мере, не в ближайшие годы. Миллениалы выросли и начали хорошо зарабатывать. Они уже успели насладиться организованным курортным отдыхом, и многим хочется чего-то совсем иного. Это поколение всегда предпочитало термин «путешественник», а не «турист» ― им важно получать особые впечатления, привозить из поездок не магнитики, а уникальный опыт. И сейчас, когда возможности для путешествий ограничены, они еще активнее ищут новые форматы для отпуска.

Творческие каникулы в компании единомышленников в стильном глэмпинге ― как раз то, что нужно. А уж если они дают возможность отключиться от забот и погрузиться в ностальгию ― еще лучше. Так что лагеря для взрослых будут лишь множиться и охватывать все больше разных групп по интересам.