Во время любого обучения необходимо вовремя останавливаться и анализировать происходящее. И речь идет не только о микровыводах, а о понимании себя в самом образовательном процессе. Александра Жирновская, директор Центра корпоративного обучения и развития Т&Р, рассказала о том, почему нам необходимо рефлексировать и как развивать этот навык.

Александра Жирновская

Директор Центра корпоративного обучения и развития T&Р

Мы учимся не на опыте

Рефлексия — это определенный этап в процессе обучения, позволяющий зафиксировать образовательную деятельность. Речь идет не о самих знаниях, которые вы приобретаете, а о том, как вы учитесь, является ли сам процесс эффективным и удобным для вас. В личной траектории развития рефлексия, основанная на анализе прошлого, направляет вас к будущему. Она относится к осознанности, это навык, которому нужно учиться.

Мы не учимся на опыте. Мы учимся на осмыслении опыта посредством рефлексии

Благодаря рефлексии мы понимаем, что наше, а что — нет, какие методы, способы, форматы в обучении нам подходят. Причем рефлексировать нужно не однократно (например, по окончании одного курса), а периодически. Это этап в любом процессе обучения, к которому нужно возвращаться постоянно, так как меняемся мы, наши цели, мотивы, преподаватели, траектории развития, форматы.

Рефлексия может быть ситуативной — что происходит «здесь и сейчас». В определенный момент времени мы делаем краткий анализ: какую информацию я получаю сейчас, для чего она мне необходима, комфортно ли мне ее воспринимать, запоминаю ли я сразу, что мне нужно для повышения эффективности и качества обучения.

Ретроспективная рефлексия — это обращение к прошлому. В процессе обучения это не обязательно делать ежедневно. Мы делаем ретроспективу по логически завершенным блокам обучения, которые могут быть определены нами самими или же обусловлены самой формой обучения, например учебный семестр.

Проспективная рефлексия направлена на будущее — как мы будем обучаться, каких целей хотим добиться. Этот этап необходим в построении индивидуальной траектории развития и обучения.

Рефлексия — это системный процесс, под который выделяется время, есть зафиксированные цели и результаты

Что дает рефлексия в обучении?
  1. Повышение мотивации

  2. Анализ проблем и поиск способов их решения

  3. Оценка субъективной эффективности образовательного процесса

  4. Понимание своих познавательных особенностей

Качественная рефлексия поможет извлечь пользу даже из «неудачного» курса. Допустим, вы ошиблись в выборе образовательной программы — не подходит формат, не нравится преподаватель, атмосфера в группе. В таком случае нужно не просто поругать себя или окружающих в том, что вы пошли не по своему пути. Рефлексия здесь необходима для того, чтобы понять, какие форматы вам не подходят, как избежать этой ошибки в будущем. Можно задать себе следующие вопросы:

  • Где я потерял мотивацию?

  • Что мне помешало достичь цели?

  • Как действовать дальше?

Рефлексия — часть нашего префронтального наследия, и этот интегративный участок также отвечает за поддержание отношений и за адаптивную устойчивость, то есть за пятый и шестой компоненты базового образования.

«Внимательный мозг» Дэниел Сигел

Инструменты рефлексии

Рефлексия может быть на двух уровнях: личностном и командном. В первом случае помогут дневники, электронные доски со стикерами (например, Miro), даже полезно ведение блога в социальных сетях, если вы готовы делиться своими наблюдениями публично. Есть простой диджитал-инструмент, в котором вы должны ответить на три основных вопроса: что мне понравилось, чему я научился, чего мне не хватило. Периодически записывайте результаты и анализируйте их в процессе обучения.

Для командной рефлексии нужно больше инструментов для систематизации мнений, обобщения, структурирования.

Метод «Start, Stop, Continue»

Метод «Start, Stop, Continue» предназначен для быстрой генерации идей и поиска решений проблем. Вместо того чтобы перечислять все темы, группировать их, а затем проводить анализ каждой из них, вы можете сразу перейти к конкретным действиям.

Покажите команде шаблон, разделенный на три области, помеченные как Start, Stop, Continue.

Задайте следующие вопросы:

  • Что команда должна начать делать?

  • Что команда должна прекратить делать?

  • Что команда должна продолжать делать?

Добавьте свои ответы в виде цифровых заметок в соответствующие столбцы. Найдите совпадения, расхождения. Результатами станут конкретные действия, которые необходимо совершить для улучшения работы.

Метод «Mad, Sad, Glad»

Покажите команде шаблон, разделенный на три области, помеченные как Mad, Sad и Glad. Дайте каждому участнику 15 минут, чтобы составить список наблюдений, которые они сделали за определенный вами период обучения. Попросите каждого участника описать свои наблюдения и поместите заметку на доске — это должно быть место, которое соответствует ощущениям участника, делая его счастливым, грустным или безумным (то есть какой-то процесс выводит человека из себя). Наблюдения должны быть сгруппированы по сходству. Определите, какие повторяются чаще: именно они и оказывают сильное влияние.

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Метод «Four L: Liked, Learned, Lacked, Longed For»

Покажите команде доску, разделенную на 4 области с метками «Понравилось», «Изучено», «Недостаточно» и «Стремление». Попросите команду записать на заметках все, что им понравилось, чему они научились, чего не хватало и чего они ожидают. Разделите группу на четыре подгруппы, по одной для каждой L. Дайте им время проанализировать заметки на доске и сгруппировать их в соответствии с похожими темами. Каждая группа сообщает о своих выводах, а затем все участники вместе обсуждают, что они могут сделать для решения выявленных проблем.

Метод «Quick Retrospective»

Это быстрый метод рефлексии, который можно проводить несколько раз в неделю — в зависимости от интенсивности обучения. Нужно ответить на четыре главных вопроса:

  • Что было хорошо?

  • Что вызывает дискомфорт?

  • Как мы можем исправить проблему?

  • Какие идеи я могу предложить для будущего развития?

Эти способы можно комбинировать между собой, использовать сразу несколько, главное — это результат, который вы получаете, проводя рефлексию на личностном или командном уровне. Рефлексия — это инструмент, который позволяет вам расти и повышает личную и командную эффективность. Для нее нужно специально выделять время и вводить в привычку.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.