Яркий пример компании с развитой инновационной культурой — это, конечно, Pixar, которая добилась успеха не только потому, что ей сильно повезло. Поток успешных проектов Pixar — это результат глубоко укоренившихся моделей поведения, которые отражают и направляют творческий потенциал сотрудников. Если мы посмотрим на организации, выживающие и процветающие более века — скажем, компанию Ford, — мы также довольно быстро увидим, что их успех обусловлен постоянными инновациями, которые лежат в основе культуры. Опираясь на опыт лучших из лучших, разобрались, что такое инновационная культура и какие шаги необходимо предпринять, чтобы сделать ее частью компании.

Культура компании в целом — это то, «как у нас принято», то есть общие модели поведения, которые становятся нормами, в рамках которых компания и сотрудники живут и работают. Как указывает модель Эдгара Шейна, организационная культура не возникает волшебным образом сама по себе — она выстраивается с течением времени через повторы, переговоры и практики и в конце концов становится частью организации, закрепляясь ее структурой, политикой и процедурами.

В свою очередь, инновационную культуру в компании можно определить как социальную среду, которая позволяет сотрудникам разрабатывать идеи и внедрять инновации

В науке и бизнесе для определения такой среды часто встречаются и другие термины:

  • организационная креативность,

  • предпринимательская креативность,

  • корпоративная креативность,

  • творческий климат,

  • климат инноваций,

  • культура, способствующая инновациям.

В целом все они намекают на одно — на то, что атмосфера, способствующая творчеству, больше способствует формированию идей. С другой стороны, термин «инновационная культура» также относится к непосредственной реализации различных типов инноваций внутри компании.

Почему же так важно создание инновационной культуры? Потому что в современном мире инновации и цифровизация являются решающими факторами развития бизнеса. Компании вкладывают значительные средства в разработку продуктов и сервисных инноваций. Целые инновационные лаборатории создаются для решения проблем цифровизации и разработки цифровых бизнес-моделей, а инновационные сети решают поставленные перед ними задачи. Однако, несмотря на все усилия, инновационные стратегии часто терпят неудачу.

Количество и качество идей оказываются недостаточными, компании теряют конкурентоспособность из-за игнорирования организационных инноваций и совершенствования процессов. Проекты попросту не развиваются. Почему? Потому что при общем стремлении к инновациям соответствующая культура в компании часто не является достаточно развитой.

В рамках инновационной культуры в компании во главу угла ставятся структуры для создания идей и превращения их во что-то, что формирует ценность. Системы вознаграждения и признания, измерения результатов, правила распределения ресурсов и многое другое — вот то, что позволяет инновациям происходить. И люди, работающие в такой системе, будут вести себя определенным образом, отражая общую веру в инновации. Со временем модели поведения становятся неотъемлемой частью привычек, технический термин для них — «рутина», но без привычных негативных коннотаций. Эти модели немного похожи на генетический код, это своего рода ДНК компании, которая предоставляет программы, определяющие поведение организации. И так же, как ДНК, эти процедуры в некоторой степени специфичны для каждой конкретной организации.

Как создать инновационную культуру

Прежде всего — подумать о ключевых процедурах, которые в конечном итоге хотелось бы внедрить в организации. Как мы ищем идеи? Как выбираем, какие из них поддерживать? Как управляем процессом разработки и запуска? Как мобилизуем творческий потенциал и знания сотрудников, клиентов, поставщиков и других заинтересованных сторон? Выстраивая набор моделей поведения, нужно отталкиваться от основ, которые уже работают для вашей организации.

Можно заимствовать идеи у гигантов, будь то Google или Amazon, но в конечном счете нужно убедиться, что эти идеи не противоречат уже существующему миру вашей компании

Речь также не идет о программировании, люди не роботы, и в этом одна из их сильных сторон в мире инноваций — способность мыслить по-разному. Временами это может показаться раздражающим, но вместо того чтобы пытаться программировать культуру и требовать от всех следовать ей, следует создавать структуры и поддержку, в которых люди могут работать не вопреки, а благодаря. В этом контексте огромную роль играет доверие — нужно дать сотрудником пространство и время, направление и помощь, а затем позволить им жить дальше, действовать, экспериментировать, учиться и, возможно, совершать ошибки.

4 основных шага к созданию инновационной культуры

Формулирование

Хорошей отправной точкой является разъяснение того, во что мы верим как компания, — это те ценности, которые с нами должны разделять другие люди, присоединяющиеся к организации. Какой организацией мы хотим быть с точки зрения нашего подхода к инновациям? Какими будут типы поведения, поддерживающие эти убеждения? Что мы хотим, чтобы люди делали? Что они должны говорить о своей работе? Какие истории рассказывать об успехах и неудачах в инновациях и какое поведение лежит в основе всего этого?

Возможности

Следующий этап — внедрение механизмов, позволяющих людям учиться и практиковать такое поведение. Это может быть обучение конкретным навыкам, может быть создание структур для поддержки и руководства поведением, а может — создание стимулирующей платформы, потому что, если мы хотим инноваций с высоким уровнем вовлеченности, имеет смысл позволить людям делиться идеями и развивать их. Например, в уже упомянутой Pixar для творческого успеха компании критически важна способность бросать вызов. Одним из основных нововведений, которые Стив Джобс представил в свое время, было изменение архитектуры здания, позволяющее создавать творческие коллизии: люди просто-напросто постоянно сталкиваются друг с другом в коридорах и разговаривают, и таким образом физическая среда используется для реализации и поддержки ключевых инновационных форм поведения.

Усиление

Установить правила непросто, но четкое представление сообщения — это хорошее начало. Также помогает создание благоприятной среды, но еще один важный момент — это установка шаблона обратной связи, поощрения и стимулы, которые помогают закрепить желаемое поведение. Это может быть празднование инновационных достижений, создание своего рода зала славы, признание команд и отдельных лиц, которые вносят свой вклад. Крайне важно также обеспечить среду, в которой люди, которые идут на риск или выходят за рамки ожидаемого, не будут получать наказания или обвинения в случае своей неудачи.

Адаптация

Чтобы инновационная культура стала долгожителем, важна ее способность быть пересмотренной и адаптированной. Да, иногда может потребоваться «сбросить все настройки» до нуля, но, безусловно, организации только выигрывают от постоянного совершенствования, настройки и корректировки по мере продвижения вперед.

Различные типы инновационной культуры

Итак, инновационная культура создает правильные условия для успешных инновационных проектов, особую среду, в которой:

  • появляются новые идеи, быстро превращающиеся в прототипы,

  • люди пробуют новое и берут на себя предпринимательский риск,

  • а также постоянно учатся на успехах и неудачах — собственных и своих коллег.

Однако одновременно с этим на культуру инноваций влияют самые разные факторы — стратегия компании, система ценностей, структура управления и внутренние процессы, состав команды и внутренняя коммуникация. Каждая из этих характеристик способствует появлению различных форм инноваций, поэтому можно выделить четыре формы соответствующей культуры.

  • Если цель компании — гарантировать стабильность существующих процессов, ей необходима операционная инновационная культура в определенных областях, в которой существующие процессы не затрагиваются, а лишь выборочно оптимизируются.

  • Для дальнейшего развития существующих продуктов или улучшения процессов компании необходима инновационная культура постоянной оптимизации.

  • Для развития новых сфер бизнеса и новых структур — стратегически ориентированная инновационная культура.

  • Наконец, чтобы внедрять более радикальные инновации, компании нужна активная инновационная культура.

Таким образом, определенные инновационные проекты могут быть реализованы только в рамках соответствующей культуры, поэтому, если вы действительно хотите сделать инновации важной частью своей организации, следуйте следующему плану:

  • Четко определите, чего вы хотите, — сформулируйте культуру в терминах поведения и артефактов.

  • Признайте, что существует множество различных инновационных культур, предполагающих различное поведение и основополагающие ценности, — убедитесь, что они подходят вашей компании.

  • Помните, что люди могут научиться новому поведению, — тренируйте инновационные навыки, перемещайте их и развивайте.

  • Вовлекайте людей: культуры возникают в результате разделения общих ценностей и убеждений. Подобное нельзя диктовать сверху вниз, но вы можете указать направление, в котором хотите двигаться, и оставить пространство для совместного построения культуры.

  • Активно управляйте культурой — подкрепляйте, поощряйте, признавайте и регулярно пересматривайте ее.