В 1968 году психолог и доктор медицинских наук Стивен Карпман описал модель человеческих отношений, которая взорвала психологию, психотерапию, а также медиакультуру, и этот взрыв продолжает резонировать до сих пор. Модель называлась «Драматический треугольник», также известная как «треугольник Карпмана» и к ней обращаются каждый раз, когда рассказывают о токсичных отношениях. Мы перечитали книгу Стивена Карпмана «Жизнь, свободная от игр» и рассказываем, как анализировать эту модель и почему она не только про романтические отношения.
Вершины и грани
«Треугольник Карпмана» — модель ролевой игры, в которой задействованы три персонажа: Спасатель, Преследователь, Жертва. Каждая роль имеет свой сценарий и свой набор характеристик, и вместе все три участника составляют единый деструктивный механизм, в котором их детские травмы, тревоги и психологические установки совпадают, как зубчатые колеса. Колесики крутятся, музыка играет, каждый участник выполняет свою роль.
Кто играет?

Жертва
Человек, который выбрал роль жертвы, профессионально умеет страдать и сбрасывать с себя ответственность. Его жизнь тяжела и неказиста, и он, как в песне группы ABBA, ждет, когда придет тот самый человек, который возьмет несчастного страдальца под крылышко, на одно плечо закинет проблемы, на другое — ответственность, и они вместе улетят в светлое будущее. Или не улетят, главное, чтобы ответственность с Жертвы была снята и не надо было что-то самому решать и менять.

Преследователь
Этот человек вступает в игру, чтобы доказать себе (и всему миру), что «добро должно быть с кулаками». Наносить добро и причинять радость Преследователь умеет только с помощью грубой силы, вербального насилия и под давлением внешних обстоятельств, которые заставляют его действовать жестоко. С точки зрения этого персонажа мир несправедлив, и только один Преследователь знает, как правильно, как должно, и что это жестокий мир сделал из него злодея, а на самом деле в основе его поступков лежит доброе начало (в момент этого осознания он и сам занимает позицию Жертвы). Преследователь может видеть себя как наставника, защитника справедливости, и на протяжении всей игры он будет указывать Жертве на ее беспомощность и слабость.

Спасатель
Человек, который выполняет эту роль, прикидывается альтруистом. Он оказывает помощь, не имея ни малейшего понятия о том, что реально нужно сделать. Спасатель ввязывается в противостояние Жертвы и Преследователя чтобы почувствовать себя важным, ощутить благодарность Жертвы или сделать ее зависимой от себя. Это тот славный парень, который включается в игру, чтобы показать всем, насколько он хороший, и чтоб ему все были должны. Если помочь не получится, он успокоит себя мыслью, что его просто не ценят.
Клод Стайнер, коллега Карпмана, описал этих героев следующим образом: «… Жертва в действительности не настолько беспомощна, как себя ощущает. Спасатель в действительности не столь помогает, сколько думает, а у Преследователя в действительности нет веских причин для недовольства и обвинений».
Главное правило игры — каждый сам за себя. Каждый участник играет свою партию по собственным правилам, и главная цель каждого — не дать остальным выиграть. Что произойдет, если это все-таки случится?
Как смотреть на жизнь со светлой стороны и успешно противостоять стрессу? Научитесь этому на курсе «Антихрупкость».
Порочный круг или «музыкальные стулья»?
Когда кто-то один завершает игру, механизм разваливается. Драматический Треугольник нужен участникам, чтобы не допустить близости и интимности — пишет Карпман — он откладывает решение важных вопросов, например, разрешения проблем Жертвы или реализацию Спасателя через
Прежде чем демоны начнут рвать своих хозяев, игрокам, как в «музыкальных стульях», нужно заново занять места. Например, если выиграл Спасатель, и Жертва избавлена от мук Преследователя, Жертва сама становится агрессором и обрушивает свой гнев на освободителя с криками: «Я не просил (а) спасать меня так, ты все разрушил (а)!»
Многие люди, желающие избежать ответственности, любят эту игру в «Треугольник», но еще больше ее полюбили сценаристы. Треугольник Карпмана стал идеальной схемой для построения конфликтов и сюжетных поворотов для фильмов, комиксов и сериалов. Например, по этой модели строятся отношения Бэтмена и Джокера. Они по очереди выполняют роль Жертвы и Преследователя, Преследователя и Спасателя, в зависимости от того, какой персонаж станет третьим участником в их игре. Похожую модель можно найти в мультфильме Рапунцель и в каждом фильме студии Marvel.

В своей книге Карпман описывает на треугольниках не только игры друзей и врагов, любовников и супругов, но и сюжеты неблагополучных семей, офисные истории, «игры аферистов» и алкоголиков. Все эти сюжеты с примерными ситуациями помогают читателю вовремя распознать, что его втягивают в такую игру.

Как выйти из игры?
Описанные Карпманом игры бывают трех уровней:

Игры первой степени: социально-приемлемы, о них рассказывают и делятся. Это могут быть сложные отношения на работе, пользующееся положением начальство или нарушающий границы арендодатель.

Игры второй степени: имеют более тяжелые последствия. Говорить о таких играх считается неприличным. В эту категорию игр входят манипуляции со стороны романтических партнеров, нарушение личных границ со стороны родственников или друзей.

Игры третьей степени: самые опасные и разрушительные игры, которые заканчиваются в больнице, полицейском участке, суде. В таких играх участники действительно находятся в опасности. Это могут быть «игры» с участием аферистов, алкоголиков и других людей с аддикциями, а также с агрессивными Преследователями, например, в ситуации с домашним насилием.
Игру любой степени в первую очередь нужно распознать и определить свою роль в ней. На этом этапе нужно развить навык качественного активного слушания, чтобы распознать приглашение сыграть в игру от других участников и вовремя отказаться.
Во-вторых, отказывайтесь играть в игры и вместо них предлагайте качественное честное взаимодействие. Оно включает в себя честную обратную связь, без скрытого фундамента корыстных намерений.
В-третьих, берите 0% ответственности за других и 100% — за себя. Вы не можете перекладывать на других ответственность за свои эмоции и решения, равно как и окружающие не могут делегировать вам принятие решений и проживание эмоций за других. Вы можете испытывать весь спектр эмоций и не чувствовать себя виноватым за это. Пока вы проживаете эмоции в пределах своих личных границ, никто не может втянуть вас в игру.
Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.
Комментарии
Комментировать