Сейчас уже трудно представить, что когда-то мы проводили в офисе по 40 часов в неделю или даже больше. Работа из дома стала обычным делом, и это, пожалуй, самое важное изменение, которое принесла пандемия. А что нас ждет в 2022 году? Перевели статью на BBC, чтобы разобраться в прогнозах, проблемах и тенденциях.

Актуальные проблемы: наследие офиса

До пандемии многие работодатели и сотрудники считали физическое присутствие на рабочем месте свидетельством продуктивности, даже если на самом деле задачи выполнялись не слишком хорошо. Такое явление называется презентеизмом. Его следствием стала культура работы на износ, которая, как ни парадоксально, только снижала производительность. Люди либо выгорали, либо считали важным почаще задерживаться на работе, а не добиваться реальных результатов.

Казалось бы, массовый переход на удаленный формат работы продемонстрировал, что продуктивность сотрудника не зависит от того, сидит ли он в офисе. Тем не менее презентеизм никуда не исчез и к 2022 году. Теперь мы обсуждаем рабочие вопросы в любое время суток, чтобы руководители и коллеги видели нашу преданность делу. А в некоторых компаниях от сотрудников требуют устанавливать программы, позволяющие отслеживать, сколько времени человек проводит за компьютером.

Почему так происходит?

Ли Томпсон, профессор Северо-Западного университета США, отмечает, что презентеизм основан на двух психологических эффектах.

  1. Эффект простого воздействия. Знакомое всегда кажется нам более предпочтительным. Чем заметнее сотрудник, чем лучше его знают в офисе, тем больше у него шансов получить повышение или какие-то бонусы. Это работает, даже если человек не слишком продуктивен.

  2. Эффект ореола. Он заключается в том, что мы принимаем свои впечатления о человеке за его реальный характер. Если коллега приносит нам кофе, мы считаем его милым — а затем решаем, что он и работает хорошо. Хотя оснований для этого может и не быть.

Есть и еще один фактор. Скотт Соненшайн, профессор Университета Райса, полагает, что в условиях экономики знаний измерять результат работы сложно. Вместо этого многие менеджеры предпочитают оценивать, сколько времени люди проводят в офисе или перед мониторами. Сотрудники видят это, а потому попадают в ловушку презентеизма. Ситуацию усугубляет экономическая нестабильность, которую мы переживаем из-за пандемии. Потерять работу попросту страшно, и лучше вести себя так, как принято в коллективе, — то есть не отрываться от рабочих процессов.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Что с этим делать?

Самое важное здесь — изменить корпоративную культуру и систему оценки эффективности.

Не перерабатывать. Это касается и менеджеров, и сотрудников. Причем менеджеры должны следить за коллективом: если кто-то начнет регулярно задерживаться и связывать это с повышением продуктивности, постепенно так начнут делать все.

Определить показатели производительности. Они должны быть прозрачными и связанными с результатом, а не с графиком работы. Для этого важно оценить текущую ситуацию и составить план на следующий период.

Тенденции и прогнозы

Конечно, прогнозировать что-то в условиях пандемии очень сложно. Но за прошедшие два года наметились определенные тенденции, которые, вполне вероятно, повлияют на рынок труда в этом году. В основном они связаны с гибридным форматом и гибким подходом к организации работы.

Сокращенная рабочая неделя

Идея четырехдневной рабочей недели и сокращенного рабочего дня становится все более популярной как среди компаний, так и среди правительств различных государств. Эбигейл Маркс, профессор Ньюкаслского университета, считает, что 40-часовая рабочая неделя уже не отвечает современным требованиям. Благодаря технологиям производительность труда растет, но оборотная сторона этого роста — чрезмерная нагрузка на сотрудников. Сокращенный рабочий день и четырехдневная рабочая неделя могут помочь им поддерживать баланс между работой и личной жизнью.

Но это не панацея. Маркс отмечает, что не все смогут перейти на такой график: например, низкоквалифицированные сотрудники и те, кто работает посменно, скорее всего, сильно потеряют в деньгах. По мнению исследовательницы, в 2022 году возрастет разрыв между теми, кто может сократить рабочее время (например, госслужащими), и теми, кто останется перегружен работой.

Индивидуальный подход

Пандемия изменила жизнь многих работников. Им приходится больше заботиться о старших родственниках и детях, которые учатся удаленно, решать вопросы, связанные со здоровьем, и другие проблемы. Чтобы привлечь новых специалистов и удержать тех, кто уже есть, работодатели должны учитывать эти факторы. Гибкость и готовность подстроиться — вот чего ждут сотрудники.

Энтони Клотц, доцент кафедры менеджмента в Техасском университете A&M, считает, что компании начнут персонализировать тактику управления людьми. Они могут, например, предложить увеличенный отпуск по уходу за ребенком, помощь в оплате обучения, внимательно относиться к психическому здоровью сотрудников. Такого рода преимущества становятся все более важными.

Новые офисы

Многие компании пересматривают планировку и функции своих офисных помещений. Николас Блум, профессор экономики из Стэнфордского университета, отмечает, что офисы станут чем-то вроде пространства для творческого взаимодействия. При гибридном формате работы они будут прежде всего местом различных встреч и обсуждений. Конференц-залы, кабинки со звукоизоляцией для видеозвонков и места для отдыха придут на смену закрытым кабинетам.

При этом офисов меньше не станет. В 2021 году эксперты предполагали, что многие компании вовсе откажутся от офисов или выберут помещения меньшей площади. Однако Блум предполагает, что площадь таких помещений сократится в среднем всего на 5%. Все дело в гибридном формате работы, для которого нужно общее помещение.

Непредсказуемость

Это, пожалуй, единственная тенденция, о которой можно говорить с полной уверенностью. Многие аналитики предсказывали, что уже летом 2021 года все вернутся к офисной работе — но даже в начале 2022-го этого не случилось из-за нового штамма коронавируса. В условиях пандемии все может измениться в любой момент. Ясно только, что и в 2022 году на первом плане будут вопросы, связанные со здравоохранением и медициной.

Иллюстрация: 80sChild / Depositphotos.com

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.