У дизайна десятки направлений. Дизайн интерьеров, графический и веб — только самые известные из них. Но в последние годы все большую популярность набирает еще одно направление — продуктовый дизайн. А профессия UX/UI-дизайнера уже входит в топ 5 по востребованности в этой сфере. О том, что представляет собой продуктовый дизайн и как он устроен, T&P попросили рассказать Екатерину Тюхай, UX/UI Team Lead в SberDevices и эксперта магистерской программы ИТМО и Нетологии «Продуктовый дизайн».

Екатерина Тюхай

Эксперт магистерской программы ИТМО и Нетологии «Продуктовый дизайн» и UX/UI Team Lead в SberDevices

Что такое продуктовый дизайн

Продуктовый дизайн — это процесс, при котором для создания успешных продуктов объединяют интересы пользователей и бизнеса. На стыке этих интересов и возникают продукты.

При этом у продукта есть три основных качества:

  • Он выполняет работу для пользователя, то есть решает какие-то его задачи. Например, работой будет потребность заказать такси, подобрать одежду к празднику или развлечь себя.

  • Продукт развивается и трансформируется. Он постоянно проходит циклы доработок, при которых меняются его функции и дизайн.

  • Имеет финансовую составляющую, то есть позволяет своим создателям на нем зарабатывать.

Примерами продукта могут быть приложение для заказа такси, сервис по подбору одежды или стриминг. Они выполняют для вас работу: помогают переместиться из точки А в точку Б, выбрать одежду к празднику или развлечь себя. В нем регулярно появляются новые возможности, меняется расположение элементов и дизайн. И благодаря тому, что вы им пользуетесь, его создатели получают прибыль.

Зачем нужен продуктовый дизайн

Продуктовый дизайн делает жизнь человека более комфортной. Еще 15 лет назад для того, чтобы перевести деньги, нужно было идти в отделение банка и стоять в очереди. А теперь достаточно просто открыть приложение и отправить платеж по номеру телефона.

Продуктовый дизайн позволяет делать такие продукты, которые нравятся людям и которыми они захотят пользоваться как можно дольше. Их создают с учетом пользовательских предпочтений и глубинной мотивации, которые человек порой даже не осознает. Например, приложение доставки еды «Кухня на районе» не дает пользователю заскучать и развлекает его шутками, пока загружается.

Правда, понимание паттернов поведения людей не всегда используется им во благо. Так, соцсети применяют принцип «дофаминовых петель». При нем создаются микровзаимодействия, такие как лайки и комментарии. Получая их, человек испытывает прилив дофамина, и это стимулирует его продолжать пользоваться продуктом. И с точки зрения бизнеса это, безусловно, плюс.

Но главное преимущество продуктового дизайна для компаний — это возможность точно подсчитать эффективность своих действий. А зная, какие изменения в продукте приносят результат, бизнес может влиять на ключевые показатели: выручку, количество пользователей и другие. Например, в приложении можно собрать достаточно подробную информацию о поведении пользователей: точно посчитать, на кнопку какого цвета они кликают чаще, и оставить тот цвет, который дает больше конверсии.

Как устроена работа в продуктовом дизайне

В продуктовом дизайне всегда участвует команда. Даже в небольшом стартапе, как правило, будет 5–6 человек. Обычно в команде есть продакт-менеджер, разработчики и продуктовый дизайнер. В крупных проектах также могут быть аналитик и исследователь, но чаще всего дизайнер берет их роли на себя.

Продуктовый дизайнер:

  • Проводит исследование аудитории с помощью опросов и интервью, собирает и анализирует данные по поведению пользователей внутри продукта.

  • Проектирует сценарии пользовательского пути — составляет схемы того, в каких ситуациях и как именно люди пользуются продуктом: куда переходят, что ищут и чего ожидают.

  • Создает дизайн-макеты страниц: определяет содержание и расположение элементов и отрисовывает их в специальных программах, таких как Figma и Sketch.

  • Пишет текст для интерфейса: формулирует описание для блоков и подбирает слова для кнопок.

Продуктовый дизайнер занимается тем, что проектирует все составляющие продукта с точки зрения пользовательского опыта. Его задача — найти и описать все возможные сценарии взаимодействия пользователя с продуктом. Такими сценариями будут ситуации, когда человек хочет перевести деньги по номеру телефона или когда его карточку заблокировали. Именно продуктовый дизайнер продумывает, как эти сценарии будут происходить в интерфейсе продукта, и стремится сделать этот опыт максимально комфортным.

Для этого он опирается на данные аналитики или глубинные интервью с пользователями. Это позволяет максимально точно определить сценарии взаимодействия человека с продуктом и придумать наиболее подходящее решение с точки зрения дизайна. Например, по интервью с пользователями продуктовый дизайнер может выяснить, что часть людей открывает банковское приложение на ходу, чтобы быстро проверить баланс счета. Дизайнер понимает, что в этой ситуации основной счет должен располагаться на заметном и легко доступном месте, и принимает решение разместить его на главном экране.

Работа над созданием продукта или его изменениями делится на спринты — короткие отрезки длиной в одну или две недели. При этом продуктовый дизайнер получает задачу от продакт-менеджера. Затем в зависимости от размера команды либо сам проводит исследование существующего решения на пользователях, либо передает эту задачу исследователю. После этого отрисовывает дизайн в графическом редакторе, проводит несколько итераций правок с продакт-менеджером, тестирует прототип на пользователях и отдает его на верстку разработчикам. Они «перерисовывают макет в коде», а дизайнер проверяет их работу и говорит, что нужно исправить. После чего происходит релиз новой версии продукта, и дизайн обретает жизнь.

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.

Почему продуктовый дизайн популярен

За последние 10–15 лет продуктовый дизайн стремительно вырос. Толчком к его развитию стали смартфоны с тачскринами, вследствие чего начали появляться сервисные приложения от банков, магазинов и мобильных операторов. А высокая скорость интернета в России и сильная школа дизайна обеспечили его быстрый рост.

Развитию продуктового дизайна способствовало и множество индустриальных изменений — развитие цифровых сервисов и появление дизайнерских программ. Если раньше дизайнеру приходилось осваивать не вполне подходящие для создания интерфейсов инструменты, такие как Photoshop, то со временем появились специальные программы для создания макетов, такие как Figma и Sketch. Это сделало работу удобнее, а продуктовый дизайн — доступнее как для бизнесов, так и для специалистов.