Обучение сотрудников — одна из важнейших задач бизнеса. Именно это обеспечивает компанию компетентными кадрами, а значит, стимулирует ее рост и повышает конкурентоспособность. Эффективнее развивать команду можно с помощью корпоративной библиотеки. Алина Репкина, директор направления корпоративных продаж группы компаний «ЛитРес», рассказывает, зачем компании этот инструмент и как его внедрить.

Алина Репкина

Директор направления корпоративных продаж группы компаний «ЛитРес»

Какие бизнес-задачи решает корпоративная библиотека?

Корпоративная библиотека позволяет компании добиться преимуществ сразу в нескольких областях — от привлечения талантов до сплочения коллектива.

Привлечение профессиональных кадров

Конкуренция на рынке работодателей ведет к тому, что организации буквально борются за компетентных соискателей. Поэтому компаниям необходимо обладать преимуществами и бонусами, которые могут привлечь хороших специалистов. Такие кандидаты всегда стремятся к знаниям и самосовершенствованию, поэтому их заинтересует наличие платформы, которая поможет им развиваться.

Этой платформой и станет электронная корпоративная библиотека. Благодаря ей сотрудник также сможет экономить личные средства. Без корпоративной библиотеки в среднем пришлось бы тратить 500–700 рублей на одну книгу, ведь бизнес-литература дороже художественной.

Развитие навыков

В сервисах цифровых книг доступны тысячи книг по разным тематикам — от копирайтинга до нетворкинга. Есть даже советы по работе с 1С, гайды по составлению презентаций и учебники по программированию.

Формируя корпоративную библиотеку на основе запросов команды и привлекая людей к чтению, компания развивает у них soft и hard skills. Знания из книг сразу же применяются на практике для выполнения задач и оптимизации процессов. И сотрудники, и компания в выигрыше.

Поддержка ментального здоровья сотрудников

Давно известно, что чтение развивает когнитивные способности, но мало кто знает, что книги — действенный антистресс. По данным исследования Университета Сассекса, чтение снижает уровень тревожности и стресса на 68%. Даже прослушивание музыки не дает таких результатов. Это происходит за счет того, что процессы в организме замедляются и мы оказываемся в состоянии, близком к медитации. К тому же, погружаясь в историю, мы отвлекаемся от насущных забот.

Еще один способ использовать книги для повышения эмоциональной стабильности на рабочем месте — изучать психологию. Нередко нас захлестывают негативные эмоции, просто потому что мы не умеем с ними справляться. Об этом написаны сотни книг, которые будут полезны для чтения и совместного обсуждения с командой.

Сплочение коллектива

Эффективность чтения повышается, если делиться мнением и дискутировать. Кроме того, обсуждение прочитанного объединяет коллектив, что особенно важно в условиях удаленной работы. Во-первых, обмен мнениями помогает сотрудникам лучше узнать друг друга, а во-вторых, способствует более открытому общению и доверительным отношениям. Привлеките менеджеров и руководителей к книжному клубу, чтобы сформировать культуру открытой коммуникации между всеми иерархическими структурами в компании.

Мониторинг запросов команды

Электронная корпоративная библиотека — это фактически база знаний, в которой можно быстро найти информацию. Для оптимизации рабочего процесса важно создать информационную среду, удовлетворяющую запросы команды. С помощью функций, доступных в личном кабинете, менеджер может отслеживать частоту чтения, интерес к определенным книгам и темам, а затем на основе этого создавать библиотечный фонд.

Как внедрить электронную корпоративную библиотеку?

Чтобы ощутить все эти преимущества в полной мере, необходимо мотивировать сотрудников читать. Для этого есть несколько инструментов.

Книжный клуб

Я уже упоминала, зачем нужно обсуждать прочитанное. Но здесь важно еще и создать комфортную обстановку для открытого обмена мнениями. Формат книжного клуба отлично подходит, причем его можно проводить как в офисе, так и онлайн. Вот несколько советов, чтобы встречи проходили максимально продуктивно:

  1. Назначьте ментора встречи: это может быть HR-менеджер, руководитель или любой, кто проявит инициативу. Также можно пригласить эксперта из литературной сферы — редактора, критика.

  2. Распишите примерный план обсуждения. Можно начать с краткого пересказа книги, затем перейти к главным идеям и закончить полезными выводами.

  3. Определите, каким образом сотрудники будут высказываться, чтобы избежать шума.

  4. Следите за ходом дискуссии и выделяйте ключевые тезисы.

  5. Спрашивайте мнение тех, кто еще не успел высказаться.

  6. Устраняйте критику и негатив, если они возникают.

Книжный клуб приносит результаты — это проверила компания «ВсеИнструменты.ру». После подключения к корпоративной библиотеке менеджеры задались вопросом, как вовлечь в чтение весь многочисленный персонал. Ответом стал запуск книжного клуба, благодаря которому количество пользователей корпоративной библиотеки увеличилось с 179 человек до 961 за 5 месяцев.

Подборки от руководителей

Электронная корпоративная библиотека дает возможность самостоятельно создавать библиотечный фонд и подборки. Предложите руководителям компании раз в месяц составлять подборки с книгами о корпоративной культуре, историях успеха, управлении бизнесом и методах увеличения эффективности. Сотрудники доверяют опыту и экспертизе своих менеджеров, поэтому охотнее будут читать рекомендованную ими литературу.

Промоматериалы

Чтение нужно популяризировать и поощрять. В этом помогут различные печатные и электронные материалы, анонсирующие выход новых бизнес-изданий или советующие прочесть конкретную подборку. Можно положить их в офисе или сделать рассылку. Убедитесь, что эти материалы содержат ссылки или QR-коды для перехода на страницу библиотеки. Предлагайте команде маленькие призы — например, футболку с цитатой из книги или кружку с надписью «Самый читающий сотрудник». Это будет стимулировать больше читать.

Кому доверить работу с библиотекой?

Корпоративная библиотека не сможет функционировать и приносить пользу сама по себе, ею надо заниматься. Самый подходящий кандидат на эту роль — HR-менеджер или менеджер по корпоративным коммуникациям. Поскольку библиотека компании — часть корпоративной культуры, с ней связано немало задач по работе с персоналом. Важно понимать, что электронная корпоративная библиотека не усложняет работу HR-менеджеров, нагружая их дополнительными обязанностями, а, наоборот, помогает им: налаживает диалог между коллегами, стабилизирует их эмоциональное состояние, повышает работоспособность, выявляет потребности команды.