Академическая карьера у многих ассоциируется с работой на кафедре или в университете. Некоторые даже уничижительно противопоставляют академическую карьеру «настоящей» — работе в стартапах или крупных компаниях. Разбираемся, что же на самом деле скрывается за этим словосочетанием и кому подойдет такой карьерный путь.
Сергей Дубровский
Преподаватель кафедры теоретической социологии и эпистемологии Философско-социологического факультета, эксперт отдела контроля качества образования ЦИРОП ИОН РАНХиГС
Что такое академическая карьера
Академическую карьеру сложно сравнить с карьерой в корпорации, какой бы она ни была — вертикальной или горизонтальной. Академическая среда представляет собой уникальное профессиональное поле с множеством возможных маршрутов, и карьера здесь — это путь, по которому человек движется внутри системы образования. Вариантов этого пути очень много, и начинается он с самых первых соприкосновений с академической средой.
В общих чертах, точкой старта академической карьеры можно назвать обучение в бакалавриате. На этом этапе человек, еще будучи студентом, формирует свой круг интересов, находит проблематику, с которой ему предстоит работать в процессе обучения. Следующая ступень — магистратура. Здесь происходит углубление в выбранном предметном поле, приобретает новые жесткие и мягкие навыки. За этим следует аспирантура, написание кандидатской диссертации и — наконец — почетное звание кандидата наук, преподавание или продолжение исследовательской работы.
В академическом поле возможны несколько карьерных треков:
Административный
В этом варианте человек занимает должность в университете: становится преподавателем, руководителем кафедры, деканом факультета. То есть человек выбирает то, что на рынке труда назвали бы вертикальной карьерой.
Исследовательский
Частная практика, проведение самостоятельных исследований, это скорее созвучно «горизонтальной карьере», но не совпадает с этим определением полностью. В этом треке также может присутствовать преподавательская деятельность, участие в административном треке, когда человек начинает работать, например, в научных лабораториях или с собственной исследовательской командой.
Это два довольно классических направления, и в целом такой путь сегодня уже можно назвать «консервативным». Как и многие другие вещи, сегодня административная карьера трансформируется и может предлагать более увлекательные пути.
Проектный
Как можно догадаться из названия, этот трек подразумевает просветительскую работу на проектной основе. Ее особенность в том, что она может осуществляться за пределами институтов и университетов. Можно организовать какую-то школу или тематический выезд, вводить просветительские инициативы, можно уходить в научпоп и заниматься популяризацией науки.
Кому подходит академическая карьера
Академическая карьера подходит людям, которые готовы работать со знанием во всех проявлениях: искать, разбираться, конструировать новое знание, критиковать концепции прошлого, спорить. У этого карьерного пути довольно низкий порог входа, если мы говорим о профессиональной специализации: на него может ступить и дизайнер, и программист, и социолог, и физик. Решающим фактором здесь становятся скорее личностные качества, цели и собственные желания человека, который решает следовать академическому карьерному треку.
Одни из важнейших качеств для академической карьеры это:
Критическое мышление
Вы должны хотеть разбираться, критиковать, рассматривать информацию со всех сторон. Критическая позиция часто выражается через несогласие, поэтому человеку важно уметь говорить: «Нет. Я считаю, что это не так» и быть готовым искать подтверждения своему мнению.Готовность и желание учиться всю свою жизнь
Это кажется очевидным, но стоит проговорить этот момент еще раз отдельно. Академическая карьера, какой бы она ни была: преподавание, руководство кафедрой или институтом, исследовательская работа, всегда предполагает обучение, обретение и распространение новых знаний.Усидчивость
Карьера в академической среде, как и в любой другой, требует высокого уровня самоорганизации, в частности — усидчивости. Нужно уметь не просто искать информацию и проводить фактчекинг, но и выстраивать стратегию исследовательской работы, находить свой собственный маршрут среди знаний. Здесь удивительным образом сплетаются самоорганизация и креативность.
Главный плюс академической карьеры, по моему мнению, это возможность постоянно развиваться. А непрерывное развитие, как известно, продлевает молодость. В академической среде ты постоянно учишься и развиваешься, постоянно изучаешь то, что тебе интересно и узнаешь новое. А если тебе кажется, что ты уже достиг всего и тема, которая вела тебя через карьеру, уже исчерпана — что бывает довольно редко — то просто переключаешься на другую тему или другой объект исследований.
Еще один существенный плюс — это уникальное сообщество, с которым ты взаимодействуешь на ежедневной основе. Академическая среда на 90% состоит из замотивированных и увлеченных людей, которые готовы обмениваться знаниями и вступать в дискуссии.
Академическая карьера — это не самый простой путь, и подойдет далеко не каждому. Но, к счастью, этот путь можно возобновить в любом возрасте. Возможно, в условные 20 лет человек еще имеет смутное представление о том, с какой областью знаний он хочет или может работать. Однако еще через несколько лет он может вернуться, уверенный, что вот теперь он готов и знает, что именно хочет и что готов изучать.
Комментарии
Комментировать