Идеи и образы. Философия искусства

9месяцев
31занятие
Бесплатно
Участники:
Программа курса

Цель курса — познакомить слушателей с философскими концепциями, непосредственно повлиявшими на искусство и определившими принципиально различные модели культуры. Современное творчество не может быть наивным, опирающимся лишь на личную интенцию автора, но требует знаний, умения мыслить и понимать контекст. Учиться этому можно у тех философов и художников, которые выдвигали яркие идеи, ставили сложные задачи, спорили друг с другом и оставили нам богатейший корпус текстов. Курс включает в себя не только лекции, но и самостоятельные упражнения, которые помогают освоить сложный материал и научиться владеть логикой, иметь представление о языках различных философских и художественных теорий и практик, уметь анализировать тексты, произведения искусства и разнообразные явления с точки зрения как традиционных, так и современных философских концепций.

Большое внимание будет уделено разработке творческого метода, который основан не на акценте на самовыражение и не на форму представления произведения, а на авторский взгляд, на внимательное наблюдение, анализ, поиск взаимосвязей явлений. Современная культура часто требует от художника любым способом выделиться, стать заметным. Вопреки этому предлагается следующее — главное быть видящим, это гораздо важнее, чем быть видимым. Студентам курса предстоит самостоятельная работа по формированию своего собственного творческого взгляда. Важнейшей задачей будет — видеть и понимать события и явления, построить свое собственное взаимоотношение с культурой, и при этом не раствориться в контексте, но выработать личную границу и язык общения с окружающим миром. В любой школе, ремесленной, научной, творческой, всегда ставится цель освоить некоторый комплекс знаний и навыки определенной профессии. В любой школе предлагают стать «кем-то». В школе Великанова предлагают стать собой. Это значит, что пройдя сложный путь знакомства с философскими идеями, дискуссий на разнообразные темы, а также самостоятельных размышлений и упражнений, вы неминуемо столкнетесь с проблемами идентификации самого себя, своих желаний, потребностей. Для некоторых эта встреча бывает болезненной, травмирующей и даже недостижимой. Для других это прекрасная возможность обрести не только себя, но и научиться коллективному зрению и пониманию. Философия, культура, искусство служат тем полем возможностей, в котором мы можем реализовать себя.

Для кого

Я хотел бы видеть среди своих студентов тех, кто считает искусство одним из важнейших способов познания. Оставляю за вами право называть искусством все, что угодно. Отсюда следует, что нужна определенная свобода мышления, по крайней мере, стремление к нему. Для кого мой курс точно не подходит, так это для тех, у кого основная цель — занять свое место в определенной профессиональной или академической среде. Это не значит, что группа будет состоять из любителей-одиночек-анархистов, но значит, что вы неминуемо выработаете у себя потребность в самостоятельном восприятии и мышлении. А если вам это сделать не захочется, то скорее всего вы покинете группу по собственному желанию. Главное требование — определенный творческий опыт и собственный творческий проект (реализуемый или только планируемый). В качестве такового может быть художественный или кураторский проект в любом жанре, научное исследование в гуманитарной области (дипломный проект, статья, диссертация), журналистская работа на заданную тему, образовательный проект и т.д. Специальное образование не требуется, но очень желательна общая эрудиция — широкий круг чтения, интерес к художественным практикам, кино, архитектуре и музыке. Предполагается, что желающие поступить на курс знакомы с идеями преподавателя — например, посещали отдельные лекции, читали его тексты, и теперь ждут от него помощи и консультаций в конкретных проектах. Формат работы Одно занятие в неделю (5 астрономических часов, лекция + семинар) с сентября по май. В 2017/18 году занятия будут проходить по воскресеньям с 17-00 до 22-00. Студенты группы в промежутках между очными встречами заняты активной самостоятельной и коллективной работой. Вольным слушателям можно посещать лекции бесплатно и без всяких ограничений.

Как стать не вольнослушателем, а студентом

Если вам мало быть вольнослушателем, описание о том, как подготовиться и стать студентом — тут: http://www.velikanov.ru/entran…

Подробнее
Расписание

3 сентября

1. Вводная лекция. Философия между наукой, искусством и религией. Интуиция рационального и логика чувственного.

10 сентября

2. Федор Достоевский — «Подросток», «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». /Бог умер.

17 сентября

3. Гомер — «Илиада», «Одиссея». /Миф и логос. Субъект и объект.

24 сентября

4. Роберт Земекис — «Форест Гамп». /Рацио и сенсус. Назад к вещам.

1 октября

5. Иоганн Себастьан Бах — «Хорошо темперированный клавир». Вольфганг Амадей Моцарт — «Реквием». Милош Форман — «Амадей». /Фидеизм.

8 октября

6. Хорхе Луис Борхес — «Сад расходящихся тропок», «Аналитический язык Джона Уилкинса». /Хора. Археология знания.

15 октября

7. Венедикт Ерофеев — «Москва-Петушки». /Теодицея. Хаос и Космос.

22 октября

8. Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера». /Знак и референт. Кризис репрезентации.

29 октября

9. Жан-Поль Сартр — «За закрытыми дверями». /Свобода воли.

12 ноября

10. Аркадий и Борис Стругацкие — «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу», «Попытка к бегству». /Гетеротопия. Машины желания. Банальность зла.

19 ноября

11. Харольд Рэмис — «День сурка». /Вечное возвращение.

26 ноября

12. Михаил Булгаков — «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце». /Трансгуманизм. Демоны разума и демоны чувства.

3 декабря

13. Франц Кафка — «Превращение». /Пустой знак. Открытая дискурсивная система.

10 декабря

14. Владимир Набоков — «Лолита». /Гипотеза лингвистической относительности. Язык думает нами.

17 декабря

15. Льюис Кэрролл — «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье». /Логика невозможного.

24 декабря Новогодняя программа.

7 января

16. Николай Носов — «Приключения Незнайки». /Утопия и антиутопия.

14 января

17. Франц Шуберт — струнный квартет №14 ре минор «Смерть и дева». /Категорический императив.

21 января

18. Борис Пастернак — «Доктор Живаго». /Вера и знание.

28 января

19. Чак Паланик, Дэвид Финчер — «Бойцовский клуб». /Реальность и симуляция.

4 февраля

20. Ярослав Гашек — «Похождения бравого солдата Швейка». /Шизоанализ.

11 февраля

21. Джордж Оруэлл — «1984». /Революция языка.

18 февраля

22. Евгений Замятин — Мы». Олдос Хаксли — «О дивный новый мир». Рэй Бредбери — «451 градус по Фаренгейту». /Модернизм и метамодернизм.

11 марта

23. Алан Милн — «Винни-Пух и все-все-все». /Язык архитектуры.

18 марта

24. Виктор Пелевин — «Generation П». /Миф и мифолог.

25 марта

25. Марк Твен — «Приключения Гекльберри Финна», «Путешествие капитана Стормфилда в рай». /Возможное и необходимое.

1 апреля

26. Иэн Софтли — «Планета Кей-Пэкс». /Культурные модели — шизофрения, паранойя и эпилепсия.

8 апреля

27. Курт Воннегут — «Завтрак для чемпионов». /Остранение.

15 апреля

28. Умберто Эко — «Имя розы». /Универсалии. Постмодернистское состояние.

22 апреля

29. Вагнер — «Кольцо нибелунга». /Gesamtkunstwerk.

29 апреля

30. Джеймс Хоуз — сериал «Гений». /Верифицируемость и фальсифицируемость. Субъективность науки.

13 мая

31. Микеланджело Антониони — «Blowup». /Гиперреальность.

20 мая

Студенты курса защищают курсовые проекты.

Смотрите также