Часто корпоративному обучению приписываются свойства «волшебной таблетки». С одной стороны, оно действительно выглядит как простое и понятное решение с предсказуемым результатом. Если у сотрудников не получается, например, вести продажи, то можно направить их на тренинг по активным продажам и в последующие месяцы с удовольствием смотреть, как растут показатели результатов их работы. Но это возможно в идеальном мире, потому что в реальности на эффективность команды влияют многие факторы, не связанные непосредственно с навыками в той или иной области. Это могут быть проблемы, связанные с низкой мотивацией сотрудников или с рабочей средой.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/052/543/image/base_94a7a74eee.jpg)
Зиба Джафарова
Руководительница методического центра T&P
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
С чего начинается анализ проблем?
Чтобы не занимать время сотрудников обучением, которое может не дать ожидаемых результатов, Кэти Мур, дизайнер образовательных программ, работавшая с Microsoft и Pfizer, предлагает пользоваться методом Action Mapping. Это подход для проектирования обучения с фокусом на результативности для бизнеса за счет составления «карты действий». Но перед тем, как составлять такую карту, стоит разобраться, а точно ли вам нужно именно обучение? Для этого Кэти Мур предлагает T&D и методистам использовать ряд вопросов для обсуждения с заказчиком, чтобы определить, где кроется основная проблема сотрудников и можно ли ее решить какими-то методами кроме обучения. Это поможет вам:
не тратить лишние время и деньги на создание обучения для решения проблемы, которая на самом деле не может быть решена обучением;
определить наилучшее решение, которое действительно решит проблему.
Эти вопросы можно визуализировать с помощью диаграммы. Используйте ее как подсказку в разговоре с заказчиком:
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/040/991/image/base_12168e331c.jpg)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Сотрудники показывают неудовлетворительные результаты. Как определить самый эффективный способ для решения проблемы?
Представим, что к вам как к специалисту по обучению обратился руководитель отдела продаж. Его сотрудники демонстрируют низкие показатели. Часто первая реакция руководителя — «Надо разработать новый специализированный курс, который поможет им работать лучше. У меня есть идея онлайн-курса из 10 модулей».
Руководитель пришел сразу с решением. Но что, если у проблемы, которая лежит в корне низкой результативности сотрудников, есть более эффективное и дешевое решение? Ваша задача — задать руководителю вопросы, которые помогут определить настоящие причины проблемы, и вместе придумать соответствующее решение.
Кэти Мур выделяет четыре основные причины: связанные с рабочей средой, навыками, знаниями и мотивацией внутри команды. Дополнительное обучение будет решением в ситуации, когда сотрудникам не позволяет двигаться дальше низкий уровень навыков и в некоторых случаях знаний. В большинстве остальных случаев решение лежит за рамками обучения. Это может быть вспомогательный рабочий материал, изменение организационных процессов, рабочей среды или коммуникаций.
В первую очередь попросите руководителя (или любого другого заказчика) помочь вам понять проблему. Задайте вопросы: «Что бы вы хотели изменить этим обучением?», «Как улучшатся результаты вашего отдела?».
Например, он ответит, что сотрудники отдела продаж ведут коммуникацию с клиентами по всей стране, но около 20% сделок долго остаются незакрытыми. Цель — снизить число незакрытых сделок до 5% за полгода.
Дальше вам нужно выяснить, что должны делать сотрудники в рамках своей работы, чтобы отдел мог достичь этой цели.
Каковы основные ошибки? Что сотрудникам надо делать иначе? Важно фокусироваться именно на действиях. Руководитель может ответить что-то вроде:
они должны выстраивать индивидуальную стратегию продажи для каждого клиента;
для этого надо уметь выявлять потребности клиента — выявлять особенности конкретного ЛПР или контактного лица (для подбора типа коммуникации);
анализировать конкурентов продаваемого продукта.
Дальше ваша задача — проанализировать эти действия одно за другим, задавая вопрос «Почему люди этого сейчас не делают или делают неудовлетворительно?»
При дальнейшем анализе выясняется, что у возникающих ошибок несколько причин. К примеру:
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/063/981/image/base_f8cfb068d1.png)
Одним клиентом одновременно занимаются несколько сотрудников по тем или иным причинам, и некоторые процессы приходится начинать заново каждый раз
Проблема в рабочей среде
Рабочая среда включает в себя корпоративную культуру, корпоративные практики, инструменты и стиль управления. Если к одному клиенту прикреплены сразу несколько сотрудников и ответственность за этого клиента рассеивается, коммуникация не настроена должным образом, в связи с чем процесс ведения клиента занимает больше времени.
Что делать?
В таком случае наиболее эффективным решением будет изменение внутренней политики компании, а не отправка сотрудников на курсы повышения квалификации. Однако обучение может стать дополнительным вспомогательным инструментом, если оно направлено на менеджмент и позволяет изменить корпоративную культуру или оптимизировать работу сотрудников.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/063/980/image/base_c344fec25d.png)
Документы по готовящимся сделкам не отсортированы и хранятся в общей базе. Сотрудники не знают, где искать информацию и плодят все новые и новые документы, вместо того, чтобы воспользоваться базой
Проблема в знаниях
К знаниям могут относиться скрипты или информация, связанная с работой на корпоративном ПО.
Что делать?
Если важная информация содержится в базе знаний компании, то оптимальным решением будет предоставить доступ сотрудников непосредственно к базе, научить сотрудников пользоваться ею. Если же информация не находится в базе, а должна храниться в памяти сотрудников, например, если вопрос касается ведения переговоров, не подпадающих под скрипты, то допустим вариант обучения сотрудников.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/063/982/image/base_470ece94d5.png)
Сотрудникам не хватает актуальных навыков
Примером такой проблемы может быть ситуация, когда все конкуренты уже освоили рассылки или оформление заявок с помощью чат-ботов, а сотрудники отдела продаж из
Что делать?
В таком случае, по мнению Кэти Мур, сотрудников можно и нужно отправлять на повышение квалификации, напрямую связанное с выполнением поставленных задач. То есть, если у сотрудников проблемы с использованием актуальных инструментов аналитики — то им предоставляется обучение по этому направлению, а не, условно, базовый пакет курсов по
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/063/983/image/base_f5069a77c7.png)
Мотивация сотрудников снижена на фоне переработок (или по другим причинам)
Проблема в мотивации
Если проблема связана с мотивацией, то в первую очередь стоит выяснить, что именно снижает желание и готовность сотрудников работать. Причина может быть также в не налаженной коммуникации внутри команды, плавающих границах рабочего времени.
Что делать?
В большинстве случаев стоит работать именно с мотивацией команды, но если в этом может помочь обучение, например в формате ролевой игры или симуляции, то его также можно применить.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
По мнению Кэти Мур, в большинстве ситуаций обучение не является волшебной таблеткой от всех проблем внутри команды. Оно действует максимально эффективно, когда сотрудникам не хватает навыков, необходимых для решения поставленных задач. В таком случае обучение должно конструироваться с учетом функционала сотрудников, оно должно быть максимально практико-ориентированным и построенным вокруг выполняемых сотрудниками задач.
Ответы на вопросы в рамках этой карты требуют развитого критического мышления и готовности решать возникающие проблемы на всех уровнях. В долгосрочной перспективе такой подход позволяет эффективно развивать команду и фокусировать обучение сотрудников на их функциях и задачах, вместо того чтобы с помощью курсов и тренингов «закрывать» дыры во внутренних процессах организации.
Комментарии
Комментировать