Дизайнеры часто изучают работы своих коллег — для анализа трендов и развития насмотренности, в поисках референсов и вдохновения, например на платформе Behance. Артем Говердовский, директор по дизайну GeekBrains, рассказывает, как использовать понравившиеся идеи, попасть в тренды и создать уникальный дизайн, не нарушив при этом ничьи авторские права.

Артем Говердовский

Директор по дизайну GeekBrains

Зачем дизайнеру Behance

Behance — это платформа, на которой дизайнеры демонстрируют свои работы перед широкой аудиторией. Это лучшая площадка для художников: с ее помощью они могут заявить о себе, узнать мнение коллег по цеху, познакомиться с именитыми заказчиками и получить предложения о работе.

На Behance можно выкладывать дизайны интерфейсов и брендов, типографику, иллюстрации, векторную графику, анимацию и многое другое. Когда дизайнеры выставляют свои работы, они видят положительные отзывы и поддержку круга подписчиков. Это помогает получить новых клиентов и заказы, что положительно влияет на их востребованность на рынке. Дизайнеры также привлекают внимание рекрутеров, которые предлагают более стабильную занятость. Дополнительно они могут рассказывать о своих работах, делиться тем, что помогло достичь успеха в каждом проекте.

Кроме того, дизайнеры могут использовать платформу для поиска источников вдохновения, идей и новых трендов. Чтобы изучить последние, нужно проанализировать существующие проекты, выделить общие черты, отследить количество лайков, просмотров и комментариев. Также можно посмотреть наличие рекомендаций и признания другими дизайнерами. Если проект получил много положительных отзывов, можно считать его трендовым.

Как искать новые идеи и тренды на Behance

  1. Используйте поиск, чтобы найти работы, относящиеся к конкретной теме или категории.

  2. Изучайте раздел «Популярное» — здесь собраны наиболее просматриваемые работы.

  3. Следите за топ-авторами. Подпишитесь на их обновления, чтобы узнавать о новых трендах и идеях.

Как развивать насмотренность

Насмотренность — это навык, который помогает воспринимать и запоминать большое количество информации о том, что происходит в мире дизайна, моды, искусства, архитектуры. Другими словами, это визуальный опыт, который можно и нужно обогащать.

Человек может подключать любые творческие сферы, которые вдохновляют его создавать идеи и проекты. Это связано с умением видеть тенденции и тренды, оценивать качество работы других людей, а также определять, что может понравиться целевой аудитории. Хорошая насмотренность — когда у человека есть достаточный объем знаний и опыта. Он понимает, что актуально в мире дизайна, имеет чувство стиля, которое позволяет создавать качественные и интересные проекты.

Развивать насмотренность можно различными способами:

  1. Изучайте тенденции. Читайте блоги, журналы и другие публикации, которые познакомят вас с последними трендами в мире дизайна, моды, искусства и других смежных областей.

  2. Посещайте музеи, выставки и культурные события, где можно увидеть новые работы и тенденции в дизайне и искусстве.

  3. Регулярно просматривайте работы других дизайнеров и артистов, их портфолио и проекты на платформах вроде Behance, Dribbble.

  4. Изучайте новые технологии и программные продукты, которые помогут создавать проекты и улучшать навыки.

  5. Работайте над собственными проектами и экспериментируйте с разными стилями и техниками.

  6. Смотрите фильмы и сериалы, из которых можете почерпнуть идеи.

  7. Учитесь у профессионалов, которые обладают высоким уровнем насмотренности и могут передать свои опыт и знания.

Что такое мудборды и зачем их создавать

Еще один способ развить насмотренность — создавать мудборды (mood board). Это инструмент, который дизайнеры используют для визуализации идеи или концепции проекта. В зависимости от того, какие идеи и настроения передает автор, мудборд может состоять из разных элементов. Это, например:

  1. Картинки: фотографии, иллюстрации, рисунки и другие изображения, которые передают идею или эстетику проекта. Они включают фоны, текстуры, элементы декора, образцы тканей.

  2. Цветовые палитры: наборы цветов, которые дизайнер хочет использовать в проекте. Они подбираются с помощью цветовых схем, исследования цветовых тенденций, а также с учетом ассоциаций и настроений, которые цвета вызывают у зрителя.

  3. Типография: шрифты и типографские решения, которые планируется использовать в проекте. Это может быть отдельный шрифт или набор.

  4. Идеи и концепции: настроения и ассоциации, которые должен вызывать проект. Это могут быть идеи по визуальному оформлению, эстетике и настроению проекта.

Дизайнеры могут добавлять дополнительные элементы: видео, аудио, текстовые документы. Мудборд помогает визуализировать идею, он отражает эстетику и концепцию проекта, демонстрирует образ итогового результата.

Как создать уникальный дизайн на основе чужих работ

Сложно сказать, что такое полностью уникальный дизайн и существует ли он. Все уже давно сделано и придумано, и новый дизайн — это больше про индивидуальный подход, при котором художник использует идеи и насмотренность. Прямое копирование — это плохо и непрофессионально, но заимствование помогает создавать продукты, которые превосходят даже оригинал.

Заимствование — нормальная практика, это можно и нужно делать. Вы вполне можете добиться желаемого результата, применяя элементы из чужих работ. Но чтобы избежать проблем с авторскими правами, нужно создать свою оригинальную концепцию, использовать именно свои идеи и не копировать чужие работы.

Дизайнеру важно различать плагиат и копирование. Плагиат — это прямое или косвенное использование чужой идеи либо дизайна без разрешения автора и указания его имени. Копирование — прямое использование элементов чужого дизайна, которые в новой работе ничем не отличаются от оригинальных.

Иногда сложно определить границу между своей и чужой идеей в дизайне. Конкретно в этой сфере авторское право защищает не только окончательный продукт, но и все элементы, которые он включает: цвета, формы, шрифты, стили, фотографии. Чтобы избежать нарушения авторских прав, необходимо создать дизайн, который будет отличаться от оригинала настолько, что не вызовет ассоциаций с оригинальным произведением. При этом важно понимать, что простых изменений в элементах может быть недостаточно.

Полезно также проконсультироваться с юристами — экспертами по вопросам авторского права. Это поможет избежать нарушений и претензий со стороны авторов оригинальных произведений. Имейте в виду, что нарушение авторских прав может привести к серьезным последствиям, штрафам и судебным искам. Проявляйте осторожность и внимательность, особенно если планируете использовать работу в коммерческих целях.

Обогатить чужую дизайн-идею можно разными способами:

  1. Измените контекст использования. Иногда простое изменение среды, в которой используется дизайн, делает его уникальным. Например, если дизайн был создан для определенной отрасли, адаптируйте его для другой.

  2. Добавьте новые элементы: цвета, шрифты, формы, текстуры. Главное — не перегружайте дизайн, иначе он будет выглядеть беспорядочным.

  3. Удалите некоторые элементы — это сделает работу более современной. Вы можете убрать часть изображения или текста, которые вам не нравятся, заменить на что-то другое.

  4. Меняйте цвета и шрифты — они сильно влияют на общее впечатление.

  5. Добавьте анимацию — проект станет более интерактивным и привлекательным.

  6. Используйте разные техники: градиенты, тени, растровые изображения, векторные графики.

  7. Подключите новый функционал — возьмите основную идею и нарастите на нее новый функционал или фичи.

Как развивать креативность и создавать оригинальные идеи

Практикуйте творческий подход во всем

Как можно чаще записывайте идеи, рисуйте, собирайте мудборды. Постоянное развитие творческих способностей — важный аспект для успешной работы дизайнера. Чем больше вы практикуетесь, тем лучше будете находить необычные решения и развиваться в профессии.

Придумывайте нестандартные решения

Создавайте уникальные идеи, которые отличаются от того, что уже существует. Учитесь мыслить нестандартно, ищите неочевидные подходы, которые позволят решить задачу более эффективно.

Прислушивайтесь к другим людям

Пробуйте прислушиваться к идеям других людей, не только из сферы дизайна. Разговаривайте с коллегами, читайте статьи, посещайте выставки и конференции — идеи могут возникать неожиданно, замечайте и используйте их в работе.

Изучайте разные области знаний

Ищите вдохновение в разных областях знаний и источниках. Например, вы можете почитать статьи и книги по темам, которые кажутся далекими от вашей специализации. При этом в них может быть информация, которая поможет сформулировать новую идею. Обратите внимание на новости из разных областей науки, технологий, искусства — это помогает находить новые связи между предметами.

Генерируйте по несколько идей к задаче

Разбираясь с той или иной задачей, мы часто останавливаемся на первом попавшемся решении. Но если попытаться создать несколько вариантов, можно найти что-то более эффективное и креативное. Чем больше идей вы сгенерируете, тем больше будет шансов найти оптимальный вариант. Не бойтесь идей, неосуществимых на первый взгляд. К ним можно вернуться позже — когда поймете, как их реализовать.