HR-менеджеры адаптируют к теории поколений стратегии найма, карьерного развития и мотивации сотрудников. Но эта теория работает и в корпоративном обучении. О том, какие подходы стоит использовать для каждого поколения, чтобы развитие было эффективным, рассказывают эксперты True Education, креативного провайдера корпоративного обучения.
Теория поколений и ее связь с обучением
В 1990-х годах социологи Уильям Штраус и Нил Хоув анализировали историю США и пришли к выводу: люди одной возрастной группы в пределах 15–20 лет обладают схожими моделями поведения, убеждениями и воззрениями. Они объяснили такую общность поколения единым историческим и экономическим контекстом и предложили классификацию:
Поколение X — 1964–1984 годы рождения.
Поколение Y (миллениалы) — 1985–2003 годы рождения.
Поколение Z (зумеры) — 2004–2024 годы рождения.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/067/400/image/base_89ffcdff0d.jpg)
Исследователи по-разному определяют границы поколений. Например, эксперты McKinsey считают зумерами тех, кто родился с 1996 по 2010 год, а «Британская энциклопедия» — тех, кто родился в конце девяностых — начале двухтысячных.
Каждое поколение мыслит по-своему и действует исходя из присущих ему ценностей. Разнится и подход к обучению. Например, поколение Х сложно приспосабливается к технологическим новшествам, но компенсирует это ответственным отношением к учебе. А вот зумеры в цифровом мире чувствуют себя как рыба в воде, им важны интерактивность и быстрое переключение внимания. Миллениалы же, как первооткрыватели интернета, свистящих модемов и айфонов, где-то посередине.
Сейчас повзрослевшие зумеры выходят на работу, и становится очевидно, что существующие в обучении подходы не работают для молодых специалистов. Но если весь контент адаптировать под них — с их умением переключаться и без проблем действовать в интерактивном режиме, — он не сработает для «иксов». А они составляют значительную часть сотрудников в любой сфере.
Логичный и рабочий выход — сделать обучение персонализированным. Таким, чтобы оно говорило с каждым поколением на близком ему языке и подавало информацию в понятном формате. Это важно именно сейчас, когда на рынок труда выходит поколение Z, которое фундаментально отличается от предыдущих.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
По данным Росстата, на конец 2022 года работающее население страны распределяется по возрастам так: 20–24 года — 3,2 млн (4,9% от общего числа занятых), 25–39 лет — 27,3 млн (41,8%), 40–59 лет — 29,5 млн (45,2%). Если принять небольшие допущения возрастных рамок, это распределение примерно соответствует доле поколений Z, Y и X.
Самое молодое поколение работников пока малочисленно: большинство его представителей еще даже не закончили школу. Но уже в 2025 году, как прогнозируют аналитики McCrindle, доля зумеров составит 27% рабочей силы. Эксперты также приводят ключевые факты о поколении Z:
Также известно как «generation connected» или «dot com kids» (онлайн-поколение, цифровое поколение).
Каждый второй собирается получить ученую степень.
По прогнозам, в течение жизни они будут работать на 18 рабочих местах, в шести профессиях и жить в 15 домах.
Сейчас в мире 2 млрд человек поколения Z.
Используют сленг, такой как Fam (family, для обозначения семьи или близких друзей), FOMO (fear of missing out, «боязнь пропустить интересное») и YOLO («you only live once», «живем один раз»).
Пора перестраивать корпоративное обучение так, чтобы ориентировать его в том числе на эту возрастную группу. Поэтому в материале уделим внимание всем трем поколениям, но акцент сделаем на зумерах. Расскажем о форматах, которые им заходят, и поделимся результатами нашего недавнего опроса, в котором собрали опыт коллег из крупных российских компаний.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/067/399/image/base_6a8e9d0f32.jpg)
Марк МакКриндл, австралийский ученый, в отдельную группу выделил поколение «альфа». Это те, кто родился после 2010 года. Поскольку на работу они выйдут еще не скоро, говорить о корпоративном обучении в их случае преждевременно.
Поколение Х (40–59 лет)
В России на долю поколения Х пришлись такие исторические события, как холодная война, период перестройки и кардинальных экономических перемен. Под влиянием эпохи изменений сложились ценности поколения: независимость, прагматизм, привычка полагаться на себя. Выросшие в период кризисов «иксы» считают получение новых знаний и навыков способом выживания. Для «иксов» обучение в течение всей жизни — осознанный выбор и необходимая часть развития в профессии.
Особенности обучения поколения Х:
Потребность в глубокой подаче материала — «иксы» любят погружаться в тему, анализировать и делать выводы самостоятельно.
Для них важны польза и применимый на практике результат обучения.
Преподаватель станет авторитетом, только если он профи с опытом и навыками.
Работа в команде и групповое взаимодействие даются «иксам» сложно, им проще делать все самостоятельно.
На первом месте прагматизм, поэтому знакомство, сплочение вокруг команды и другие эмоциональные элементы воспринимаются как ненужная суета, которая только затягивает переход к «настоящему» обучению.
Геймификация — да, но для этого сначала их нужно «раскачать».
Нужны четкая цель обучения и критерии, по которым будет оцениваться его успешность.
Что это значит на практике
Включаем в обучение много практик из разряда «бери и делай».
Используем формат объемных лонгрид-курсов с погружением в тему.
Привлекаем внутренних экспертов — из списка тех, кто в компании известен и уважаем, уже заслужил авторитет, — и внешних, которых подбираем так, чтобы у них был внушительный список регалий.
Поколение Y (23–39 лет)
Люди из поколения Y (миллениалы) стали свидетелями распада СССР, технологического бума и распространения интернета. Отсюда в них дух свободы и самовыражения, способность легко обучаться и самостоятельно искать информацию.
Особенности обучения поколения Y:
Если для Х больше важен результат, для миллениалов ценен и процесс.
Видят в обучении возможность пообщаться, им важны атмосфера и эмоции, неформальное взаимодействие.
Если «иксы» учатся потому, что «так надо», для «игреков» главный вопрос — «зачем мне это?». Поэтому им важно продать идею обучения.
Привыкли, что все легко гуглится, поэтому на них скорее сработает не глубина информации, а интерактивность, визуализация, подача короткими блоками и расстановка «маячков» — где и что можно почитать для углубленного понимания.
Геймификация — эффективный прием обучения.
Меньше формализма, рамок и правил, больше свободы и креатива. Миллениалам важно, чтобы они в обучении могли проявиться, реализовать стремление к самовыражению и творчеству.
Им нужно помочь сделать выводы, чтобы они сформулировали для себя итоговую ценность обучения.
Что это значит на практике
Используем новые форматы: игры, рилсы, тесты, квизы.
Практикуем микролернинг — обучение небольшими порциями, в котором сразу даем упражнения на практику.
Делаем креативную упаковку, комиксы, отсылки к
поп-культуре , сериалам, играм, мемам.Предлагаем закрепить знания, но не через обычные тесты, а через креативные задания. Это может быть конкурс на лучший мем о директивном и недирективном управлении, творческий проект, командная работа над кейсами.
Поколение Z (до 23 лет)
Поколение зумеров выросло со смартфоном в руках, оно живет онлайн и под влиянием социальных сетей. Ценности зумеров в большей степени ориентированы на социально значимые вещи — волонтерство, экологию, здоровый образ жизни.
Сантор Нисидзаки, один из авторов книги «Working with GEN Z», описывает зумеров через один факт: пока остальные в ковидное время закупались масками и антисептиками, зумеров в первую очередь беспокоило влияние ковида на окружающую среду.
Он же говорит о наиболее подходящем формате развития для поколения Z. Это нанообучение, то есть обучение небольшими эпизодами: «почитайте статью, посмотрите видео». Такой формат не означает, что достаточно поделить продолжительный курс на куски поменьше. Каждый элемент должен быть неким завершенным эпизодом, который формирует конкретный результат.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/067/401/image/base_36647f292f.jpg)
Пол Уотерс
Консультант Gallup
«Поколение Z ценит гибкость, рост и командную работу. Они любят учиться, многозадачны, ценят структурированную обратную связь».
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Что это значит на практике
Мы захотели разобраться, как создавать для зумеров полезные вовлекающие курсы. И провели опрос о том, как в крупных российских компаниях подходят к обучению этого поколения. Коллеги рассказали, какие задействуют технологии, форматы, в чем видят сложности, а в чем — удачные решения. В результате получились применимые на практике рекомендации для HR-департаментов.
На основе лучших практик мы составили чек-лист из семи пунктов с примерами и комментариями экспертов. С его помощью можно проверить, будет ли ваше обучение таким, чтобы зумерам его захотелось проходить.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/852/image/base_ad073b7700.png)
Структурируйте информацию, давайте больше конкретики, используйте визуализацию
«Обучение должно быть максимально простым, понятным. Стараемся избегать сложных и бюрократизированных фраз, которыми грешат инструкции и стандарты. Перекладываем на простой язык, сопровождаем визуалом, чтобы было несложно прочитать и запомнить».
Ариадна Смолина, экс-руководитель направления обучения ООО Сбербанк-Сервис
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/853/image/base_f458f1eedf.png)
Заряжайте смыслами и идеей
«Показываем перспективу — зачем мы их учим, как эти знания и навыки помогут им реализоваться. Им важно помочь достроить смыслы: ЗАЧЕМ это нужно».
Юлия Фомина, руководитель академии комплексных программ развития, СберУниверситет
«То, что всем плохо заходит, — голая инструкция, обучение без цели. Главный вопрос: „А для чего мне это? Я это уже знаю“».
Ариадна Смолина, экс-руководитель направления обучения ООО Сбербанк-Сервис
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/862/image/base_67f3f0b14e.png)
Используйте интерактивные форматы, обучайте в смартфоне
«Хотим полностью уйти от вебинаров, чтобы тренеры не были «говорящими головами». Разнообразим форматы: видео, игровые способы, работа в мессенджерах. Используем мобильные тренинги, участники получают задания в телефоне. Обучение идет в телефоне, это удобнее, ведь он всегда под рукой».
Михаил Гусаков, менеджер по управлению обучением в розничной сети, Служба мотивации, обучения и сервиса Tele2 Ритейл
«Современный и самый удобный формат — это чат-бот. Сотрудники регулярно дают обратную связь: «Круто, когда все всегда под рукой и все материалы собраны в одном месте».
Татьяна Гарбарчук, М.Видео-Эльдорадо, руководитель отдела обучения и развития операционного персонала
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/859/image/base_d8b15c1c88.png)
Говорите на языке аудитории
«Сильно влияет то, как мы упаковываем информацию, выстраиваем tone of voice: есть ли шутки, которые устоялись, то, что понятно только им».
Юлия Фомина, руководитель академии комплексных программ развития, СберУниверситет
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/850/image/base_0c8b7d0f04.png)
Помните про «синдром Тик-Тока»
«Зумерам иногда не хватает фокуса внимания, должна быть дозированность, определенный ритм. Они очень расфокусированы, легко увлекаются, и многие бросали обучение, темп давался тяжело. Поэтому важно не переборщить, снижать уровень требований».
Юлия Фомина, руководитель академии комплексных программ развития, СберУниверситет
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/860/image/base_3ab2bb5058.png)
Используйте геймификацию
«Используем игровые механики, приключения, приколюхи. Зумеры активно участвуют в конкурсах, откликаются на все, где есть рейтинг, где можно показать себя. Особенно если понимают, что получают баллы и это влияет на выход в финал для ограниченного круга лиц. Создаем приключение — вводим дедлайны, внезапные повороты. Их мотивирует, когда видят свое место в рейтинге, что-то выигрывают и дальше могут поиграть».
Ариадна Смолина, экс-руководитель направления обучения ООО Сбербанк-Сервис
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/857/image/base_ae63020129.png)
Рассказывайте про общие ценности и формируйте принадлежность
«Сделали видеоролик, который рассказывает о ценностях. Он интерактивный: сотрудник розницы попадает в разные ситуации, и мы ему предлагаем выбрать решение. Все варианты ответов правильные, но лишь некоторые из выборов участников демонстрируют ценности. Текста нет, только видео. Оно останавливается, и ты выбираешь, что произойдет».
Михаил Гусаков, менеджер по управлению обучением в розничной сети, Служба мотивации, обучения и сервиса Tele2 Ритейл
«Самый большой отклик на приветственные спичи от продавцов („Привет, я работаю тут столько-то“) и на мотивационные ролики с руководством („Я прошел такой путь…“). Им важна принадлежность, ценят, когда находят свою „стаю“».
Татьяна Гарбарчук, М.Видео-Эльдорадо, руководитель отдела обучения и развития операционного персонала
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Дополним опыт коллег собственным «секретным ингредиентом». Это сторителлинг — части контента объединяются в единое целое сквозным сценарием и персонажами.
Учебный курс из разрозненных элементов превращается в
Об этом же говорит Евгения Шамис, эксперт по теории поколений, основатель и координатор исследовательского проекта RuGenerations «Теория поколений в России»:
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/038/776/image/base_d5b5fb4b6d.jpg)
«Поколение хоумлэндеров (Z) хорошо воспринимает истории. Сторителлинг сейчас очень важен, потому что нынешнему поколению показали шикарные сериалы, книжки, причем книги-саги, с продолжением. Поэтому они ждут хороших сценарных ходов».
Чем еще хороши истории: они помогают лучше усваивать информацию, мотивируют пройти курс до конца, включают эмоции и тем самым — интерес и вовлеченность. А ради этого все и затевалось.
Комментарии
Комментировать