Большинство российских работодателей оценивают вовлеченность своих сотрудников в обучение как умеренную. В основном люди учатся на этапе адаптации — затем вовлеченность снижается. Поэтому особенно ценно, когда сотрудник проявляет инициативу и сам приходит к руководителю с запросом на обучение.
Как на это реагировать? Конечно, в компаниях часто есть регламенты для таких случаев. Но если их пока нет или сотрудники раньше не приходили к вам с подобными запросами, сориентироваться может быть трудно. Делимся пошаговой инструкцией, которая поможет и начинающим, и опытным руководителям проработать запрос сотрудника и подобрать подходящее обучение.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/852/image/base_ad073b7700.png)
Уточните запрос
Первый шаг — понять, почему сотрудник задумался об обучении. Спросите, какой навык он хочет развить и почему именно его, для каких рабочих задач это нужно. Говорите именно о навыках, даже если сотрудник просит о конкретном курсе или материале. Возможно, уточнив потребность, вы вместе найдете более удачный вариант обучения.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/853/image/base_f458f1eedf.png)
Проведите диагностику навыков
Корпоративное обучение эффективно, когда учитывает потребности сотрудника. Но сам сотрудник не всегда правильно их распознает, особенно если речь идет о развитии soft skills.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/068/201/image/base_2adf23cd8c.jpg)
Предположим, сотрудник развивается как внутренний эксперт. Он провел лекцию для коллег, недоволен результатом и теперь хочет прокачать навык публичных выступлений. Но главная проблема не в умении держаться на публике. Сотрудник сам не до конца разобрался, о чем и зачем рассказывает, не смог выделить главное и подготовил неудачную презентацию. В результате — чувствовал себя неуверенно и не ответил на вопросы аудитории. Поэтому для такого сотрудника более приоритетный навык — аналитическое мышление и работа с информацией.
Кроме того, обучение — не всегда лучшее решение проблемы. К примеру, если сотрудник регулярно срывает сроки, это не значит, что ему обязательно нужны курсы тайм-менеджмента. Возможно, у него просто слишком много задач — и это вопрос процессов, а не навыков.
Чтобы выбрать компетенции для развития, предложите сотруднику провести комплексную оценку. Проанализировать результаты работы, собрать мнения коллег, опираться на свои ощущения и обратную связь от вас как руководителя. Некоторые обучающие платформы позволяют автоматизировать диагностику — воспользуйтесь этим, если такая платформа есть в компании. Например, на Kampus можно провести диагностику по корпоративной модели компетенций и получить подборку рекомендованного обучения.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/862/image/base_67f3f0b14e.png)
Сформируйте предварительный план
Итак, у вас есть результаты диагностики и аргументы сотрудника. Вместе с ним выберите навык для развития и составьте верхнеуровневый план обучения. Стоит указать, чему будет учиться сотрудник, в какие примерно сроки и с какой целью. Формулируя цель, учитывайте не только желания сотрудника, но и потребности бизнеса: в каких задачах и как будет применяться навык и как это повлияет на результаты работы.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/859/image/base_d8b15c1c88.png)
Оцените возможности компании
Если в компании есть система обучения, начните с нее. Посмотрите, может ли она закрыть потребность сотрудника: есть ли подходящие курсы, тренинги, менторинг, другие форматы. Внутреннее обучение, как правило, эффективнее внешнего, поскольку учитывает контекст компании.
Если внутреннего обучения нет, уточните у HR, T&D или вышестоящего руководителя, можно ли отправить сотрудника на программу вне компании и как это сделать. Попросите сотрудника предложить курсы, которые кажутся ему подходящими с учетом плана обучения, оцените их, при необходимости посоветуйтесь с HR/T&D.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/850/image/base_0c8b7d0f04.png)
Составьте подробный план
Вы выбрали и согласовали обучение. Теперь вместе с сотрудником составьте план развития: зафиксируйте четкие сроки, критерии успеха, решите, как отслеживать прогресс. Обсудите с сотрудником, какая поддержка ему понадобится и чего будете ждать от него после обучения — какие задачи назначите с учетом полученных знаний и навыков.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/860/image/base_3ab2bb5058.png)
Поддерживайте сотрудника в процессе обучения
Эксперты по обучению взрослых считают, что ключ к успеху — внутренняя мотивация. У сотрудника, который сам приходит с запросом, она, очевидно, есть. Но внутреннюю мотивацию нужно поддерживать. Как руководитель, вы можете временно снизить нагрузку сотрудника, спрашивать о его успехах, предложить делиться результатами с коллегами — и так далее. Если после обучения сотрудник сможет претендовать на другую должность или зарплату, об этом тоже стоит сказать. Хорошо работает геймификация: к примеру, на LXP платформе Kampus сотрудники получают за обучение коины (баллы), которые можно обменять на корпоративный мерч или другие бонусы.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/857/image/base_ae63020129.png)
Поощряйте сотрудника использовать новые знания
Главная цель профессионального обучения — дать сотруднику практические компетенции. Подумайте, как поощрить сотрудника использовать знания и навыки в работе. Хвалите публично, когда он их применяет, давайте интересные проекты, подумайте о повышении зарплаты, если с новыми знаниями пришли новые обязанности.
Попробуйте также использовать развивающие задачи. Это рабочие задачи, которые сотрудники и так выполняют. Но их можно привязать к конкретным компетенциям: люди будут учиться без отрыва от работы и сразу переносить знания на практику.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/856/image/base_b222fc4939.png)
Проведите ретроспективу
Итак, обучение закончилось и сотрудник начал применять знания в работе. Немного подождите, чтобы появились первые результаты, и оцените весь процесс — с момента, когда вы получили запрос сотрудника. Как прошло обучение? Какую пользу принесло бизнесу и сотруднику? Что получилось хорошо, а где стоило действовать по-другому?
Комментарии
Комментировать